Лучшие led проекторы. Проекторы LED: отзывы о производителях и обзор лучших моделей. Срок службы и стоимость ламп

Приветствую, уважаемые посетители блога . Давненько у меня не было развернутых обзоров. Сегодня, как и обещал, выкладываю «разбор» устройства, которого много лет ждали толпы фанатов кино, зацикленные на сроке службы лампы. Встречайте: обзор первого «доступного» FullHD 3D LED проектора .

Новейший проектор Optoma HD91 — это то, чего многие ждали долгие годы – доступный, высококачественный, FullHD-проектор с «вечным» источником света. При цене в 4000 долларов (здесь и далее, все цены указаны для рынка США, если не оговорено иное. Прим. Проекторщика) Optoma HD91 совмещает в себе все функции топовых проекторов Optoma для домашнего кинотеатра и светодиодный источник со сроком службы 20 000 часов. В случае с Optoma HD91 производитель не шел на компромиссы, включив в него все, чего мы ждем от современного проектора – объектив с широким зумом, сдвиг линз, вставку кадров, улучшение деталей и совместимость с FullHD 3D.

Общие впечатления

Мы установили Optoma HD91 на полке позади зрителей в комнате с управляемым освещением и подключили к нему по HDMI Blu-Ray плеер Oppo BDP-103. Изображение появляется на экране сразу после нажатия на кнопку включения. Одно из преимуществ светодиодов как источника света заключается в том, что им, в отличие от лампы, не нужен прогрев, и проектор сразу стартует на максимальной яркости.

Первое, что мы заметили, и что является одним из главных недостатков Optoma HD91 по сравнению с проекторами этого сегмента — низкая яркость. В режиме Кино, при полной мощности, наш образец выдал 517 Лм, что явно маловато по сегодняшним меркам. Однако если заранее позаботиться о правильной установке, Optoma HD91 всё еще способен «покрыть» экран с усилением 1,3 размером 120 дюймов по диагонали.

Неоткалиброванное изображение, поначалу, может выглядеть необычно, особенно для людей, привыкших к ламповым проекторам. Оно очень насыщенное и яркое, при том, что уровень черного средний. Однако эта проблема достаточно просто решается, благодаря отличным возможностям калибровки, и в итоге мы имеем качественную, детализированную, реалистичную картинку.

Optoma HD91 обладает расширенными возможностями по настройке изображения, большинство из которых находятся в подпункте «PureEngine» в Расширенном (Advanced) меню. UltraDetail увеличивает восприятие деталей (мы оставили положение HD, которое является средним), в то время как PureMotion — это вставка кадров (которую мы выставляли либо в положение Низкий, либо выключали в зависимости от контента). Также, есть система, похожая на динамическую диафрагму, но в отличие от физической «шторки» здесь для изменения яркости изображения меняется мощность светодиодов. Результатом всех наших настроек стала живая «объемная» картинка.

Благодаря прекрасной контрастности проектора, в большинстве сцен казалось, что объекты переднего плана готовы выпрыгнуть из экрана. Уровень черного нашего подопытного гораздо выше некоторых домашних проекторов с динамической диафрагмой, но это хорошо заметно только в сценах, где черный преобладает (например на титрах) и не так заметно — на ярких изображениях.

Что до 3D, то тут изображение достаточно хорошее. Optoma HD91 использует как синхронизацию по радиоканалу, так и DLP Link, с частотой обновления в 144 Гц, что предполагает малые перекрестные наложения. Однако, из-за низкой яркости, мы бы не советовали использовать для 3D-просмотра экран более 100 дюймов.

Установка и настройка

Благодаря 1,9-кратному зуму и сдвигу линз в двух плоскостях, установить Optoma HD91 в обычных кинотеатральных условиях не составляет ни малейшего труда. Однако, из-за низкого светового потока, во избежание потери яркости, будет лучше, если вы установите Optoma HD91 максимально близко к экрану.

Благодаря трансфокатору с 1,9-кратным увеличением, 120-дюймовую картинку можно получить с расстояния 3,99 — 7,68 метра. Но в крайнем положении объектива, картинка теряет 46% яркости, что в нашем случае приводит к световому потоку в 278 Лм, а этого мало даже для экрана с усилением 1,3 размером 100 дюймов, т.к. на выходе мы имеем лишь 12 фут-Ламберт. Если вам необходимо установить проектор с зумом выкреченным на минимум, размер изображения не должен превышать 80 дюймов. Особенно это касается 3D, где яркость падает еще больше.

Ручной сдвиг линз позволяет установить проектор ниже или выше центра объектива, что в сумме означает сдвиг на две высоты экрана. Горизонтальный сдвиг дает возможность сместить проектор на 25% ширины картинки. Сдвиг объектива тут не квадратный, а эллиптический, что означает невозможность максимально сдвинуть картинку в двух плоскостях одновременно. В крайних положениях сдвига объектива потери в яркости изображения не наблюдается.

Optoma HD91 тих во время работы. Несмотря на то, что гул характерный для светодиодников и замеченный нами на некоторых других устройствах тут тоже присутствует, он не настолько громкий чтобы его заметить (во всяком случае так было у нас), как минимум в случае когда проектор не установлен близко к аудитории, а в просматриваемом контенте не присутствуют тихие сцены.

В итоге, лучшее место для расположения Optoma HD91 — это потолок или журнальный столик на минимально возможном расстоянии от экрана. Используйте экран с умеренным усилением и максимально исключите внешнее освещение.

Ключевые особенности

Светодиодный источник света . В то время как в ламповых проекторах белый свет разбивается на цветовые составляющие дихроичными зеркалами или крутящимся цветовым колесом, в Optoma HD91 используются три набора светодиодов красного, синего и зеленого цветов. Эти светодиоды поочередно светят на DMD-чип. По смыслу система похожа на одноматричный DLP-проектор с RGB-сегментами в колесе.

Основные преимущества LED: долговечность, равномерность и цена. В отличие от ламп, светодиоды — полупроводники, поэтому они «живут» гораздо дольше. Если стандартная дуговая лампа работает до 5000 часов, срок службы светодиодов в Optoma HD91 — 20 000 часов (для справки, срок службы в обоих случаях — это не момент выхода из строя, а момент к которому яркость падает в два раза. Прим. «Проекторщика»).

Наконец, что касается цены. Стоимость лампы может составлять несколько сотен долларов, в то время как светодиоды вам менять не придется, скорее всего, никогда. Поэтому, если вы часто используете проектор, стоимость владения LED-проектора, в сравнении с ламповым, стремится к нулю.

Яркость светодиодов . Optoma HD91 не имеет экономичного режима работы. Вместо этого тут присутствует возможность настройки яркости светодиодов от 100% до 50% с шагом в 5%. Ничего подобного нет ни в одном другом современном проекторе.

В чем «фишка»? Представим, что мы планируем использовать Optoma HD91 вместе с экраном размером 100" и усилением 1.3. При этих условиях проектор в режиме Кино, когда он выдает 517 Лм, даст нам картинку яркостью 22,7 фут-Ламберт. Многовато... Просто уменьшаем яркость LED до 70%, снижая тем самым поток до 361 Лм или 15,9 фут-Ламберт на экране. То, что надо! Такая точная подстройка, в сравнении со стандартной лампой в экономичном режиме, поможет более четко подстроить проектор под ваши условия.

UltraDetail . Система PureEngine от Optoma включает в себя несколько инструментов, призванных улучшить изображение. Один из них — UltrаDetail. Он улучшает детализацию картинки путем выборочного увеличения резкости отдельных элементов. Здесь есть два режима: Включено (On), когда влияние инструмента незначительно, и HD+ — когда оно более заметно. В большинстве случаев у нас был включен первый режим, за исключением отдельных типов контента. Если эффект от этого улучшайзера вам не нравится, его можно отключить совсем.

PureMotion . Это вставка кадров Optoma HD91. Вставкой промежуточных кадров в сигнал мы делаем картинку более плавной, и избавляемся от рывков пленки. PureMotion предполагает три значения. Для большинства контента мы предпочли использовать значение Низкий, хотя и в этом случае на изображении иногда возникали цифровые артефакты, поэтому, вероятно, некоторые пользователи предпочтут вообще выключить эту настройку. Режим Высокий лучше использовать на телепередачах, ведь он полностью устраняет рывки.

DynamicBlack . Вместо динамической диафрагмы в Optoma HD91 присутствует технология DynamicBlack, которая меняет яркость светодиодов в зависимости от транслируемого изображения, снижая яркость в темных сценах, и увеличивая в светлых. Есть три пресета, отличающихся нижним порогом яркости. DB 1 изменяет яркость в пределах от 100 до 13 процентов. DB 2 – 100% — 5% и DB 3 – 100% — 0%. Если работа пресетов вас не устраивает, можно настроить яркость LED вручную в диапазоне от 100% до 50%.

Управление цветом . В HD91 присутствуют первоклассные настройки цветопередачи. В дополнение к стандартным настройкам смещения и усиления присутствует очень удобная возможность полноценного управления цветом. Если у вас есть колориметр и немного свободного времени, для вас не составит никакого труда привести цветопередачу в соответствие со стандартами Rec. 709 и 6500К.

Поддержка анаморфной линзы . Анаморфный режим позволяет использовать Optoma HD91 вместе с внешней линзой, что дает возможность смотреть фильмы с соотношением 2.40:1 в оригинальном формате и максимальном качестве. Плюс ко всему, в проекторе есть настройки как для стационарных, так и для мобильных анаморфных линз, благодаря чему, можно смотреть фильмы и других форматов.

Два триггера на 12В . Кроме всего прочего, в проекторе присутствует два триггера на 12В, с помощью которых можно управлять внешними устройствами, такими как моторизованная анаморфная линза, моторизованный рулонный экран или маскирующие шторки на мультиформатном экране.
Full HD 3D. HD91 – один из первых LED-проекторов, поддерживающих FullHD 3D. Проектор поддерживает как DLP Link очки, так и радио-очки Optoma, правда для последних требуется внешний эмиттер. Ни один из вариантов не демонстрирует заметных перекрестных помех. Но как уже было сказано ранее, проблемой может стать яркость.

Тестирование

Яркость . Заявленная яркость HD91 — 1,000 ANSI Лм. Через 15 минут после старта, проектор выдал 880 Лм и это максимальное значение, которого нам удалось добиться во время нашего тестирования. В отличие от «ламповых» проекторов, светодиодники выдают максимальную яркость уже на старте. И в отличие от них же, через некоторое время после разогрева, когда ламповый проектор выходит на «крейсерский» световой поток, светодиодники становятся немного темнее.

Самый яркий цветовой режим Optoma HD91 называется, как нетрудно догадаться, Яркий. В этом режиме преобладает зеленая составляющая, контрастность занижена, а яркость светодиодов заблокирована в положении DynamicBlack 3. Данный режим подходит для просмотра спортивных телепередач в освещенном помещении. Но низкий световой поток проектора предполагает, что это помещение должно быть затемнено достаточно, чтобы не вымывать картинку.

Режим Кино – предпочтителен для использования в домашнем кинотеатре. При 517 Лм, проектор выдает гораздо более контрастную и качественную картинку, чем в ярком режиме, не сильно теряя при этом в световом потоке. Режим Фото может похвастаться 513 Лм. Он очень похож на режим Кино, но немного отличается гаммой и оттенками, благодаря чему появляется больше деталей в полутонах.

Оставшиеся режимы – Эталонный (Reference – 408 Лм) и Пленка (Film — 386 Лм) – призваны продемонстрировать еще более качественное изображение, чем в режиме Кино, но в этом случае приходится жертвовать яркостью. В целом, мы не увидели смысла в этих режимах, и в большинстве случаев использовали Кино.

Самая большая проблема Optoma HD91 для яркости проектора – это 1,9-кратный трансфокатор. В крайнем теле-положении зума световой поток падает на 46%, что приводит к 278 Лм в режиме Кино. Помните об этом перед установкой.

Контрастность . Из коробки, уровень черного нашего подопытного немного хуже, чем у некоторых других проекторов. Но небольшие усилия по настройке гаммы могут значительно улучшить этот параметр. После калибровки, уровень черного Optoma HD91 сравним со многими проекторами для домашнего кинотеатра.

С другой стороны, контрастность отдельно взятой сцены очень хороша. Демонстрируемую картинку можно охарактеризовать как выше среднего, с хорошим разделением планов и глубиной.

Особое внимание нужно уделить настройке гаммы, т.к. из коробки детали в тенях выглядят не лучшим образом, но будучи однажды настроенной, картинка получается отличной. На нашем тестовом образце мы выставили гамму на 2.4, а смещение на -3, в результате мы получили глубокую контрастную картинку с хорошими тенями, но без потери деталей.

Хотя функция DynamicBlack это в первую очередь яркостная настройка, она также отвечает за улучшение уровня черного в темных сценах. И если выбор использовать ее или нет ваш, дадим вам один совет. Если вы планируете использовать DB, калибруйте проектор с уже включенной функцией. Эта функция регулирует яркость светодиодов по-разному, поэтому настроив проектор с выключенным Динамическим Черным, а потом включив эту опцию, вы получите сильный сдвиг по цветам.

Цветопередача . Если у вас есть знания и оборудование, настроить цветопередачу Optoma HD91 не составит никакого труда, благодаря интуитивным инструментам в меню проектора. Если же оборудования или знаний нет – всегда можно нанять специалиста.

Резкость . Optoma HD91 демонстрирует резкую HD-картинку с множеством деталей даже без использования технологии UltraDetail, увеличивающей эту самую резкость. При использовании же этой функции, контент как высокой четкости, так и стандартный просто пышут деталями. Но этот эффект может быть даже чрезмерным в случае просмотра хорошо детализированного контента, такого, например, как The Dark Knight или Baraka на Blu-ray.

Задержка (Input lag) . При выключенной функции PureMotion (в режимах, где это возможно), задержка составляет 76 миллисекунд или около четырех с половиной кадров на 60-ти кадрах в секунду. Включение PureMotion увеличивает инпут лаг до 126 миллисекунд или 7,5 кадров.

Недостатки

Световой поток . В сравнении с другими проекторами для домашнего кино, Optoma HD91 не может похвастаться высокой яркостью. В откалиброванном режиме Кино он демонстрирует лишь 517 Лм, а при выкрученном в крайнее положение зуме вообще только 278 Лм. А в наши дни, яркость в 800-1000 Лм в откалиброванных кинорежимах не является чем-то необычным. В связи с этим, устанавливать Optoma HD91 нужно максимально аккуратно, чтобы не пришлось использовать трансфокатор на полную. Если это невозможно, для увеличения яркости придется уменьшить размер изображения. Этот момент особенно актуален в случае, если вы планируете смотреть много 3D, так как при этом яркость падает еще на 50%.

Время синхронизации HDMI . HD91 требуется достаточно много времени, чтобы найти и подхватить HDMI-сигнал. Это может стать проблемой, например, при смене разрешения на источнике, т.к. многие современные устройства требуют подтверждения этого действия в течение определенного времени. В нашем случае возникла проблема с плеером Western Digital WDTV Live, который дает на подтверждение всего 10 секунд, чего, в свою очередь, не достаточно для Optoma HD91 чтобы вывести новую картинку.

Время отображения меню . Меню в HD91 отображается всего несколько секунд, после чего исчезает. Причем, это время нельзя настроить. С другой стороны, если войти в любое подменю, высветится шкала настройки, которая вообще не исчезает. Это удобно для настройки, но меню при этом мы не вид, что не очень удобно.

Задержка вывода (Input lag) . Минимальная задержка HD91 составляет 76 миллисекунд. Для предотвращения рассинхронизации звука и видео, возможно, придется использовать задержку аудио. Геймерам же, для которых важно время реакции, не стоит использовать этот проектор в качестве основного устройства отображения. С другой стороны, я сам провел несколько часов за игрой Skyrim на PS3 без каких-либо проблем.

Сдвиг линз . Сдвиг линз нашего героя имеет хороший диапазон. В то же время, использовать его не так уж и просто, потому что, во-первых, колесики вертикального и горизонтального шифта установлены в одном направлении, и достаточно сложно запомнить какое из них за что отвечает. А во-вторых, они расположены снизу проектора, и управлять ими не сдвинув проектор – то еще занятие.

Цена . Розничная цена в $3999 ставит Optoma HD91 в интересное положение. С одной стороны, по качеству он относится к проекторам в диапазоне 2000—2500 долларов. С другой – $4000 это уже сегмент устройств более высокого уровня. Поэтому у пользователя возникает дилемма: заплатить меньше за то же качество, либо столько же за лучшее…

Сравнение:

Optoma HD91 против Epson Home Cinema 5030UB

Для сравнения мы установили Optoma HD91 рядом с Epson Home Cinema 5030UB, ламповым проектором стоимостью $2499. Оба испытуемых – FullHD-проекторы для домашнего кинотеатра от именитых производителей, у которых было достаточно времени для «вылизывания» своих продуктов.

Если оценивать только картинку и абстрагироваться от яркости, поражает насколько похожи эти два проектора. Оба демонстрируют детализированную, контрастную, качественную картинку. И оба могут быть откалиброваны в соответствие со стандартами без лишнего труда.

Если единственный волнующий вас момент это высококачественное HD-изображение на не очень большом экране, вам подойдет любой из них. Если же размер имеет значение – идем дальше.

Epson может похвастаться гораздо более высокой яркостью, чем Optoma HD91 как в самых ярких, так и в откалиброванных режимах. В Динамическом режиме Epson генерирует 2230 Лм, что почти в три раза больше, чем 840 Лм у Optoma HD91 в ярком режиме. Режим Кино HC5030UB – это 805 Лм, Optoma HD91 – 517 Лм. Кроме того, Epson имеет режим Гостиная, в котором цветопередача и контрастность не сильно отличаются от кинорежима, но при этом световой поток составляет 1550 Лм. Иными словами, с Epson вы можете получить в три раза более яркое изображение, чем с Optoma.

Это означает, что вы можете использовать Epson 5030 как в затемненном помещении, так и в гостиной, а Optoma HD91 – нет. Это означает, что с Epson вы можете проецировать картинку на экран с диагональю 140” не боясь за яркость и контрастность. Это означает, что вы можете смотреть 3D на гораздо бОльших экранах. Наконец, это означает, что Epson вы можете повесить гораздо дальше, использую трансфокатор, не задумываясь о потере светового потока.

Эпсон также имеет преимущество в уровне черного, особенно в темных сценах, благодаря динамической диафрагме. Эпсон обладает отличной динамической диафрагмой. И хотя DynamicBlack — инетересное решение, оно не может сравниться по скорости и эффективности с хорошей динамической диафрагмой.

Изменение яркости на HC5030UB происходило быстрее и менее заметно, чем на Optoma HD91. С другой стороны, Optoma HD91 обладает лучшей контрастностью в отдельно взятом кадре, особенно в светлых сценах. Несмотря на хорошую контрастность Epson, в таких сценах, картинка Optoma HD91 выглядит более объемной. Понятно, что это не недостаток Эпсон, а преимущество Оптома.

Касаемо цветопередачи. «Из коробки» лучше настроен Эпсон, но оба проектора можно запросто подогнать под Rec. 709 и 6500К. И, говоря открыто, не стоит покупать ни один из этих проекторов, если вы не планируете его калибровать.

Ни один из испытуемых не имеет какого-то преимущества в детализации изображения, но Эпсон обладает преимуществом в четкости. На Оптоме, временами, мы замечали значительное сглаживание. Это не одно и то же с цифровым шумом, но схоже по восприятию. Шум на картинке Эпсон тоже присутствует, но от него можно избавиться с помощью встроенной системы устранения. А так как сглаживание — это особенность технологии, а не сигнала, избавиться от него нельзя.

Особенности . Срок службы светодиодов Optoma HD91 составляет 20 000 часов. В то время как лампа в Epson PowerLite Home Cinema 5030UB прослужит 4000—5000 часов. Таким образом, светодиоды — это 4-5 ламп, которые в сумме обойдутся пользователю в $897 — $1196, что в итоге поднимет соответствующую стоимость владения Эпсоном до $3695, а это уже очень близко к $3999, которые просят за Optoma HD91. Но в случае с Эпсон, вы получаете в три раза более яркий проектор!

Кроме того, найдется мало пользователей, способных выжать из проектора все 20 000 часов, ведь это 10 000 двухчасовых фильмов или один фильм в день на протяжении 27 лет! Иными словами, 20 000 часов — это очень много. И, скорее всего, проектор устареет морально и будет заменен задолго до истечения этого срока. Если вы решите заменить Эпсон до истечения 20 000 часов — разница в стоимости ламп останется у вас в кармане. В случае с Optoma HD91 такой трюк не пройдет, ведь цена 20 000 часов уже заложена в стоимость устройства.

HD91 совместим с анаморфными объективами, чем не может похвастаться HC5030. Optoma HD91 имеет трехлетнюю гарантию по сравнению с двухлетней от Эпсон (в США. Прим. Проекторщика). Оба проектора совместимы с FullHD 3D, имеют вставку кадров, систему повышения резкости, сдвиг линз и низкий уровень шума. Оба предполагают очень гибкий выбор места установки.

Резюмируя можно сказать, что в условиях домашнего кинотеатра, Optoma HD91 выдает замечательное изображение, сравнимое с Epson PowerLite Home Cinema 5030UB. Но более высокий световой поток последнего позволяет выдавать это изображение на бОльшем по размеру экране, в менее идеальных условиях освещения или с бОльшего расстояния.

Выводы

Optoma HD91 – один из первых светодиодных проекторов, построенных специально для домашнего кинотеатра. Если смотреть на него с данной точки зрения – это выдающийся продукт. Он совмещает в себе изображение кинотеатрального качества, которого энтузиасты ожидают от подобного устройства, со всеми современными фишками и особенностями ламповых проекторов, плюс источник света со сроком службы в 20 000 часов.

Конечно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и в случае с Optoma HD91 приходится жертвовать световым потоком. В сравнении с обычными «фонариками», заявленные 1000 лм нашего испытуемого – почти ничто, а реальные 517 лм и того меньше.

Несмотря на отличный объектив с 1,9-кратным зумом, пользователь очень стеснен в установке из-за падения яркости, хотя, конечно, этот момент можно компенсировать меньшим экраном.

Когда телевизоры становятся все больше, главным преимуществом проектора остается способность создавать по-настоящему огромную картинку. Но в случае с Optoma HD91, если вам необходимо установить проектор далеко от экрана, размер его качественного изображения, может быть сравним с большим ТВ.

Не хотим ввести вас в заблуждение. Optoma HD91 – великолепный проектор, сравнимый с ламповыми моделями. Единственное, что мы хотим донести – будьте внимательны при установке, дабы быть уверенными, что его яркости хватит для желаемого вами размера экрана. А при должной подготовке, Optoma HD91 вполне способен «покрыть» экран размером 120” по диагонали.

Если вы реально хотите отказаться от покупки ламп, вероятно Optoma HD91 – ваш выбор.

Copyright © 1999—2014 ProjectorCentral, All Rights Reserved

Перевод: Проекторщик

Copyright ©, Все права защищены

Ну и напоследок , мои личные впечатления о проекторе. Я видел эту машинку на ISE2014. Размеры проектора конечно впечатляют. Они реально не свойственны для кинотеатральных одноматричных DLP-проекторов. Но, думаю, сказывается особенность конструкции. Работал он в абсолютно темной комнате, на экране размером около 100 дюймов. Я не знаю, что это был за экран и каков его коэффициент усиления, но картинка была очень хорошей.

Цена на него в «Старом свете» явно задрана, ведь как пишет Билл, в США он стоит $4000 или до 150 000 рублей по нынешнему курсу. А в Европе, как мне сказали на выставке, РРЦ составляет 5000 евро, что по нынешнему курсу уже порядка 250 000 руб., примерно за столько его можно найти и на Маркете. Если представители Optoma дочитают до этого места, быть может они сообщат, какова рекомендованная цена на в России?

Пара не очень качественных фоток с выставки (как вы понимаете, фотка в посте выше тоже с выставки)

За сим разрешите откланяться и задать вопрос: нужен ли дома именно LED-проектор?

Чуть не забыл , у меня справа в колонке есть раздел «Обязательно к просмотру», там можно увидеть ролик с YouTube, в котором ребята из PRO Hi-Tech брали у меня коротенькое интервью. Сразу оговорюсь, интервью бесплатное, и я не имею никакого отношения ко всему, что говорят в ролике другие люди

Со времени появления на рынке бытовой техники проекторы сильно изменились. Это уже не те дорогостоящие устройства с не менее дорогим обслуживанием, пользоваться которыми можно было лишь в темноте. Сегодня проектор позволяет просматривать фото и видео, легко заменит телевизор или экран персонального компьютера. А цена моделей, поддерживающих разрешение Full HD, сравнялась со стоимостью 40-дюймовых телевизионных приёмников. Пришло время воспользоваться преимуществами этой технологии и стать счастливым обладателем домашнего кинотеатра с поистине исполинским экраном с 300-дюймовой диагональю, что составляет около

Изображение

Главным параметром выбора проектора является качество изображения. Но как это сделать, если столь необходимую оценку нескольких моделей дорогостоящего аппарата произвести не получается ввиду отсутствия зала для просмотров?

Оценить качество изображения проекторов можно по таким параметрам:

  • технология формирования изображения;
  • размер и разрешение матрицы;
  • контрастность;
  • яркость;
  • фокусное расстояние.

Прежде всего качество изображения зависит от технологии проецирования. Сейчас используются три технологии: DLP, LCD и LCOS.

DLP

DLP (англ. Digital Light Processing) использует матрицу изменяющих угол наклона микрозеркал, которые направляют свет в фокусирующие линзы. Окрашивание пучка света происходит по-разному. Одни производители используют быстро вращающееся трёхцветное колесо. При этом глаз видит чередующиеся одноцветные изображения, что может сказаться на некоторых людях, а также создаёт эффект радуги, мешающий просмотру. Другие применяют три матрицы микрозеркал для каждого цвета отдельно (технология 3DLP). Проекторы, использующие 3DLP-технологию, входят в число наилучших, но также и самых дорогих проекторов.

LCD

Технология LCD (англ. Liquid Crystal Display) использует три жидкокристаллические матрицы для формирования красной, зелёной и синей компонент видеосигнала. Поток света проходя сквозь призму или последовательность дихроичных фильтров, пропускающих одну часть спектра и отражающих другую, разделяется на три составляющих. Каждая направляется через свою LCD-матрицу, которая путём изменения потока света, проходящего через каждый пиксель, создаёт одноцветное изображение. Соединение трёх составляющих производит многоцветную проекцию. Среди недостатков данной технологии называют низкую контрастность изображения (из-за того, что кристалл в закрытом состоянии пропускает свет, а пропускная способность матрицы не превышает 7 %).

LCOS

LCOS (англ. Liquid Crystal on Silicon) базируется на двух предыдущих. Но свет не проходит сквозь жидкокристаллическую матрицу, а отражается жидкими кристаллами на силиконе. Благодаря этому получается высококачественное изображение без недостатков DLP- и LCD-технологий. Кроме того, появляется возможность увеличивать плотность пикселей и достигать высокой разрешающей способности изображения. Но и цена LCOS-проекторов достаточно высока, что пока ограничивает их применение кинотеатрами и большими презентационными залами.

LED

Технология LED (англ. Light-Emitting Diode, светодиод) для создания изображения использует одну из вышеперечисленных технологий с тем отличием, что источником света здесь является светодиодная матрица. При этом отпадает необходимость замены ламп, снижается потребление энергии. Гарантированный срок службы составляет 25 тыс. часов. Недостаток состоит в малом световом потоке, не превышающем 2000 люменов.

Лазерный проектор оборудован группой лазерных диодов основных цветов. Менее дорогими являются гибридные лазерно-светодиодные проекторы, в которых для достижения высокой яркости изображения сочетаются синий диодный лазер, зелёный флюоресцирующий элемент и

Разрешение

Разрешение определяется количеством пикселей. Для качественного изображения эти параметры видеопроектора и источника должны совпадать. Можно воспроизводить сигнал с иным разрешением, однако изображение будет искажаться алгоритмами сжатия.

Популярными разрешениями являются 1280 x 768 WXGA, 1280 x 720 HD, 1920 x 1080 Full HD, 1920 x 1200 WUXGA.

Яркость

Световой поток измеряется в люменах. Проекторы с яркостью 2000-3000 люмен находят применение в классах и небольших конференц-залах. Световой поток в 3000-4500 люмен подойдёт для больших конференц-холлов. Яркость изображения в этом случае достаточна, чтобы не затемнять помещение. Сверхъяркие проекторы более 4500 люмен используются на концертах, в ночных клубах, церквях и т. д. Самые дешёвые и самые маленькие переносные проекторы со световым потоком менее 2000 люмен требуют полного или частичного затемнения помещения.

Контрастность

Отношение наибольшей и наименьшей освещённости экрана называется контрастностью проектора. Например, контрастность 10 000:1 обозначает, что яркость белого цвета превышает яркость чёрного в 10 000 раз. В незатемнённом помещении контрастность нивелируется сторонними источниками света и уступает по степени важности световому потоку проектора.

Объектив

Видеопроекторы могут оборудоваться объективами с возможностью ручного или автоматического изменения Это необходимо для изменения размера изображения без перемещения самого проектора.

Также объектив характеризуется отношением расстояния до экрана к его размеру. Проекторы бывают длиннофокусными (2-8:1), стандартными (1-2) и короткофокусными (менее 1).

Особенности LED-проекторов

  • Использование в помещении требует затемнения для максимальной чёткости и яркости изображения.
  • Устройства со световым потоком до 300 люмен рассчитаны на ширину экрана 0,2 м, а более 500 люмен — до 3 м.
  • Подходят для передвижного домашнего кинотеатра. Не являются полноценной заменой проекторов с металлогалогенными лампами.
  • Портативность достигается наличием внешнего блока питания, возможностью беспроводного подключения.
  • Модели с высоким световым потоком отличаются высоким уровнем шума, поэтому подойдут для использования в общественных местах.
  • Энергопотребление минимально.

Проектор LED: обзор популярных моделей

Каждый день на рынке появляются новые модели проекторов, источником света в которых служат светодиоды. Ниже рассмотрены только те LED-проекторы, отзывы о которых были положительными. Итак, начнем.

Мини LED-проектор ViewSonic PLED-W800 - карманный аппарат, предназначенный для бизнес-презентаций, что называется, «на ходу». Но, по словам потребителей, мощность светового потока позволяет его использовать и дома.

Калифорнийская компания ViewSonic специализируется на проекционном оборудовании с конца 80-х годов. А несколько лет назад стала пионером новой линейки мини-LED-проекторов с моделью PLED-W500. Сейчас выпускаются модели W200, W600 и W800.

Цифры в названии модели соответствуют мощности светового потока в люменах. На бумаге сравнение с мощностью металлогалогенных ламп, которая превышает 2000 люмен, говорит не в пользу LED-проектора, но на практике, судя по отзывам покупателей, устройство освещает экран ярче, чем следовало ожидать. Портативное устройство способно проводить презентации PowerPoint, давая 80-дюймовое изображение HD 1280 x 720 на расстоянии 2,5 м с яркостью, не требующей затемнения помещения. Однако для просмотра фильмов нужно будет задёрнуть шторы и включить режим Movie, который придаст изображению более естественный цвет. Компактность устройства потребовала пожертвовать изменением фокусного расстояния. Зато есть крепление для установки на штатив. Если проектор наклонён по отношению к экрану, то изображение будет автоматически скорректировано.

ViewSonic Pro9000 является гибридным лазер-LED проектором, который идеально подходит для домашнего кинотеатра. Прекрасные цвета, обеспеченные чипом DarkChip3, высокая чёткость изображения Full HD, 16 000 люмен светового потока и контраст 100 000:1 - вот что особенно нравится потребителю. В конструкции проектора не используются лампы и фильтры, что сводит стоимость эксплуатации устройства практически к нулю.

LG PH550, PW1000, PW1500 - LED-проекторы для дома, представленные в январе 2016 года. Световой поток в люменах и разрешение (H для 1280 x 720 и W для 1280 x 800) обозначены в названии устройства. Модель PH550 оснащена аккумулятором, рассчитанным на 2,5 часа автономной работы, Bluetooth-звуком, беспроводной связью с устройствами ОС "Андроид". PW1000, кроме этого, оборудована цифровым ТВ-тюнером и 3D-совместима, а о достоинствах PW1500 говорит его яркость.

Vivitek Qumi Q5 - портативный mini-LED-проектор с разрешением 1600 x 1200, яркостью 500 люмен и поддержкой 3D. Размер экрана 30-90 дюймов (0,76-2,3 м) на расстоянии 1-3 м. Имеется также встроенный плеер, память объёмом 4 Гб, USB-порт, беспроводное подключение, интернет-браузер и аккумулятор. Пользователи отмечают отличную цветопередачу, контрастность, качество изображения, дизайн и компактность, но некоторые недовольны шумом вентилятора и недостаточной громкостью аппарата.

Линейка Qumi включает также проекторы LED Q4, Q6, Q7 Lite, Q7 Plus. С ростом номера возрастает и яркость, которая в последней модели достигает 1000 люмен. Контрастность равна 30 000:1, разрешение 1280 x 800. Реализована возможность управления проектором с помощью мобильных устройств под управлением ОС "Андроид" или iOS. Есть коррекция трапеции, смещения линз в горизонтальном и вертикальном направлении, оптический зум.

Производит проекторы Vivitek Qumi тайваньская корпорация Delta Electronics.

Продукция Optoma

Optoma предлагает следующие проекторы LED-технологии.

ML750e - компактный и лёгкий (менее 400 г) аппарат. Это портативный LED-проектор, предназначенный для игр, просмотра фильмов и презентаций без использования ПК; есть встроенная память и слот для подключения micro SD-карты. Разрешение 1280 x 800, контраст 15 000:1, размер экрана 17-100 дюймов, проекционное расстояние 0,5-3,2 м. Потребляет 65 Вт в рабочем и 0,5 Вт в режиме ожидания. Пользователи очень довольны ультрамобильностью и многофункциональностью.

ML1500e оснащена встроенным медиа-проигрывателем, средствами просмотра документов, стереозвуком, беспроводным соединением и картой памяти. Разрешение 1280 x 800, контраст 20 000:1, размер экрана 17-100 дюймов, проекционное расстояние 0,5-3 м. Потребляет 145 Вт.

HD91+ - использованы светодиоды второго поколения, Full 3D 1080 p изображение, оптический зум. Контраст 600 000:1, размер экрана 30-300 дюймов, проекционное расстояние 1,5-19 м. Потребляет 245 Вт в ярком режиме и 150 Вт в режиме просмотра фильмов. Нареканий от пользователей нет.

Глобальная корпорация Optoma, штаб-квартиры которой расположены в США, Европе и Азии, производит проекционные и аудио устройства для бизнеса, образования и домашнего использования. Основана в 2002 году в Шанхае, Китай.

Проекторы от BenQ

Компания BenQ выпускает портативные проекторы LED GP30, GP3, GP20.

GP30 - короткофокусный (40-дюймовый экран на расстоянии 1 м) мультимедийный проектор LED с яркостью светового потока 900 люмен. По заявлению производителя, отличается наличием стереозвука с SRS HD, поддержкой технологии беспроводной передачи контента MHL и WiDi. Модели GP3 и GP20 имеют яркость 300 и 700 люмен соответственно. Разрешение 1280 x 800, контраст 100 000:1, коррекция наклона +/-40°. В 2014 году тайваньская компания BenQ стала мировым лидером по продажам проекторов высокой чёткости, а общее число проданных моделей превысило 1 млн.

NEC NP-L102W - 1000-люменовый LED-проектор с 1 Гб внутренней памяти и слотом для SD-карт объёмом до 32 Гб, что позволит оставить ноутбук дома и проводить презентации с флеш-накопителя. Встроенный просмотрщик офисных программ позволяет открывать файлы MS Office и документы в формате PDF. В дизайне не используются вращающиеся фильтры, что, если верить отзывам, снижает шум и избавляет от необходимости ухода за ними. Разрешение 1280 x 800, контраст 10 000:1. Японская компания NEC Display Solutions, производитель этого проектора, работает более 20 лет.

Panasonic

В профессиональном проекторе Panasonic PT-RZ470U лампа заменена LED-лазерной системой со световым потоком 3500 люмен. Разрешение 1920 x 1200, контраст 20 000:1, размер экрана 40-300 дюймов, расстояние до экрана - 2,6-10 м. Гибридный источник света, по отзывам пользователей, обладает более высокой чистотой цвета, а система Digital Link позволит передавать HDMI, несжатое HD-видео, звук и команды по одному кабелю Cat5 на расстояние до 100 м. Компания Panasonic стояла у истоков индустрии проекторов, начав их производство в 1975 году. И продолжает занимать лидирующие позиции по сей день, обладая рекордом яркости проектора в 9000 люмен и первой внедрив беспроводные технологии в устройства данного типа. Пользователи очень довольны общим качеством изображения проектора нового типа, но уровень контраста и цветопередачи, по их словам, ещё находятся на среднем уровне.

Новинки от Casio

Японская компания Casio, которая первой начала выпускать гибридные лазерно-светодиодные LED-проекторы, предлагает доступные модели XJ-V110W, XJ-V10X, XJ-V110W, XJ-F210WN, XJ-F100W, XJ-F20XN, XJ-F10X, яркость которых достигает 3500 люмен. Контраст новых проекторов 20000:1, коррекция наклона, проводное или беспроводное подключение к сети.

Acer

Acer также выпускает портативные проекторы LED K137i, K138ST, K335 разрешением 1280 x 800 пикселей и световым потоком 700, 800 и 1000 люмен соответственно. Контраст 10 000:1, размер экрана 17-100/25-100/30-100 дюймов, расстояние до экрана 0,6-3,2/0,4-1.7/0,9-3,0 м, коррекция наклона +/-40°, поддержка форматов PDF, MS Office, потребляемая мощность 75/80/135 Вт. Отзывы владельцев преимущественно положительные.

Китайские фонарики

Нельзя здесь не упомянуть и о том, что рынок наводнили дешёвые

Для проецирования картинки на экран нужен мощный поток света, иначе изображение будет тусклым. Долгое время единственным источником света, который мог обеспечить проектору доста-точную яркость, оставались газоразрядные лампы. Однако в последние годы у ламп появились серьёз-ные «конкуренты» — альтернативные источники света, и моделей на их основе с каждым годом по-является всё больше. О видах безламповых проек-торов и сферах их применения и поговорим.

Текст : Маргарита ТРЕТЬЯКОВА

Компактные LED -проекторы Vivitek QumiQ5

Лампам на смену

Итак, чем же не угодили газоразрядные лампы, что им пришлось искать замену? Всё дело в особенностях их работы и устройстве.

Самый главный недостаток — довольно короткий срок служ-бы. В процессе работы лампы постепенно тускнеют, и в какой-то момент яркость падает настолько, что приходится их менять. Время жизни лампы в режиме высокой яркости в среднем 3000 часов (от 1500 до 4500 часов в зависимости от разных факторов). Более щадящий «экономичный» режим и ряд функ-ций, сберегающих ресурс лампы, может продлить срок службы до 4000-8000 часов, но мощность её при этом будет ниже.

Од-нако, рано или поздно лампу придётся менять. И вот тогда воз-никает проблема покупки и установки новой. Производители стараются сделать процесс замены как можно более простым и удобным, но стоимость ламп всё равно очень высока. Эта проблема породила на рынке такое явление, как продажа по-держанных проекторов с комментариями вроде «полностью исправен, нужно только заменить лампу». Это «только» говорит о многом, потому как цена лампы может достигать половины стоимости нового проектора.

Поэтому владельцам проще сбыть аппарат с выработавшей ресурс лампой и купить более совре-менный, чем тратиться на расходники. Особенные проблемы лампы доставляют в тех случаях, когда проекторы работают сут-ками напролёт, а потому источники света приходится менять каждые несколько месяцев.

Перед выходом на полную мощность лампа некоторое время прогревается, а после работы ей нужно дать остыть (иначе от пе-регрева могут пострадать внутренние компоненты аппарата). Случись во время показа пользователю по ошибке нажать кнопку выключения проектора — и сразу включить его снова не удаст-ся, придётся ждать сначала охлаждения, а потом и прогрева при повторном пуске. Впрочем, многие модели позволяют отключать питание сразу по окончании работы.

Много претензий к лампам возникает и из-за использования в них паров ртути — они требуют особой утилизации.

Известны случаи, когда лампы в процессе работы взрывались. Правда, нельзя сказать, что это частое явление.

Все эти причины побуждали производителей проекторов к по-искам достойной альтернативы лампам. В первую очередь новый источник света должен был работать намного дольше лампы. Важ-но было также, чтобы он сохранил высокую мощность и был при этом более экологичным. В результате этих изысканий на рынке появились безламповые источники света на базе разных техноло-гий (LED, лазерные, лазерно-светодиодные), имеющих свои до-стоинства и недостатки.

Проектор на ладони

Первыми внимание инженеров привлекли светодиоды, извест-ные своей долговечностью и низким энергопотреблением.

LED-источники света могут служить 20000 часов и более, что в разы превосходит ресурс ламп. Однако у этой технологии обнаружи-лись и ограничения — при высокой яркости красных и синих светодиодов, зелёные оказались слабоваты. Поэтому в «чистом» виде LED-технология поначалу нашла применение в моделях довольно своеобразного сегмента — карманных проекторах.

Появление аппаратов столь малых размеров было ожидаемо на фоне бурного развития рынка гаджетов. Ведь если вместо ноутбуков повсеместно используются планшеты и смартфоны, то почему бы не быть и проектору под стать им. LED-технологии тут пришлись кстати, ведь для работы с мобильными устрой-ствами нужен такой же мобильный проектор — автономный и не привязанный к розетке кабелем питания. Мощная газораз-рядная лампа от компактного аккумулятора работать не будет, а вот светодиоды могут довольствоваться малым.

Современные модели позволяют проецировать в течение часа-двух, питаясь только от встроенной батареи, а к некоторым моделям (напри-мер, Optoma РК301+ и PR320), помимо собственных батарей, реально подсоединить дополнительные внешние аккумулято-ры для более длительной работы. При этом вес самих проекто-ров крайне мал — от нескольких десятков до нескольких сотен граммов. Проекторы карманного формата производят не так уж много компаний, среди них известны ЗМ, Aiptek, Optoma, Philips и ещё несколько марок.

Автономность и малые размеры накладывают свои ограниче-ния на яркость таких аппаратов. В отношении светового потока карманных моделей речь идёт уже не о тысячах и даже не о сот-нях ANSI-Lm, а буквально о десятках. Соответственно и большое изображение при сильной внешней засветке с их помощью не по-лучить. Зато при затемнении либо при небольшом размере про-екции они могут создавать достаточно чёткую и яркую картинку.

«Карманный» формат определяет и другие характеристики проекторов — они значительно отличаются от своих стацио-нарных собратьев. На их функционал оказывают влияние раз-личные факторы. Например, если большинство ультрапортатив-ных ламповых моделей сейчас имеют разрешение не ниже XGA (1024x768 точек), то у микропроекторов оно, как правило, мень-ше. Также у ламповых проекторов оптика обычно снабжена зумом (если, конечно, это не короткофокусная модель), а карман-ные аппараты чаще всего зума лишены.

Коммуникационные возможности проекторов этого класса гоже имеют свои особенности.

Некоторые модели разработаны непосредственно для работы с теми или иными видами техни-ки — например, с планшетами и смартфонами на базе Android или iOS (подобные микропроекторы есть в линейке Aiptek). Такие аппараты снабжены специальными разъёмами для под-ключения к мобильным устройствам. Зачастую само соединение с источником сигнала происходит по принципу док-станции, а корпус устройства может иметь особую форму с нишей для смартфона К другим моделям планшеты и смартфоны подключа-ют через адаптеры.

Многие проекторы оборудованы входами для подключения «флешек» и других устройств (фотокамер, компью-теров) по USB-кабелю, а также некоторыми стандартными входа-ми для видеоисточников (HDMI, VGA, композитным RCA и т.д.). Распространены модели, поддерживающие показ с карт памяти, для которых на корпусе предусмотрены отдельные слоты. Для распознавания файлов разных форматов карманные проекторы часто снабжены медиаплеерами.

Схема работы гибридного лазерно-светодиодного источника света на примере проектора Casio Green Slim. В этой модели синий и зеленый цвета создает синий лазер, бомбардирующий люминофор, а красный цвет обеспечивает красный светодиод

Не всем микропроекторам для проецирования контента нужны внешние источники сигнала. Многие модели снабжены встроенной памятью (иногда довольно объёмной — до несколь-ких гигабайт), куда можно предварительно записать нужные файлы. Также карманные проекторы обычно имеют встроенные динамики, чтобы безо всяких колонок воспроизводить звук. Как и обычные ламповые аппараты, микропроекторы могут быть вы-полнены на основе разных технологий проецирования. Наиболее распространены модели, сделанные по технологиям DLP и LCoS.

Проектор-компаньон

Малые вес и долгий срок службы проектора — полезные свой-ства для ситуаций, когда приходится возить аппарат с собой. Поэтому LED-технология нашла применение и в ультрапорта-тивных проекторах для выездных мероприятий. Такие модели, хотя и имеют в основе светодиодный источник света, по своим свойствам отличаются от карманных «собратьев». В первую оче-редь это более яркие аппараты — их световой поток обычно со-ставляет в среднем 100—500 ANSI-Lm, хотя у отдельных проекто-ров мощность достигает и 1000 ANSI-Lm.

Такие модели, с одной стороны, уже достаточно мощные для того, чтобы проецировать яркую картинку на экране без значительного затемнения в поме-щении, с другой — они сохраняют малый вес. Ультрапортативные LED-проекторы весят примерно 0,3—1 кг, компактны, легко по-мещаются в сумку. Выпускают такие модели и крупные произ-водители, известные по большей части ламповыми аппаратами, и компании, предлагающие различную периферию для компью-теров, смартфонов и планшетов. Среди марок LED-проекторов можно назвать, например, ЗМ, Acer, Aiptek, BenQ, LG, Optoma, Philips, Vivitek

Правда, у более высокой мощности есть и своя цена — поте-ря автономности. Большинство моделей этого класса для рабо-ты требуют подключения к сети. Впрочем, есть и исключения. Встроенные аккумуляторы найдутся у ряда аппаратов невысо-кой мощности (Aiptek PocketCinema V100, Philips PicoPix и др.).

К некоторым другим проекторам можно подключить специаль-но разработанные для них аккумуляторы, которые позволяют проецировать без питания от сети. Такая опция есть, например, у моделей Vivitek Qumi Q2 и Q5, BenQ GP3. Однако при питании от аккумулятора световой поток таких проекторов снижается и становится в среднем около 50—60 ANSI-Lm, т.е. в разы меньше, чем при подключении к сети.

В свою очередь, большие, чем у карманных моделей, размеры позволяют в полной мере оснастить ультрапортативные проек-торы разъёмами для подключения основных распространённых источников сигнала. У таких аппаратов можно встретить входы HDMI, VGA, композитный RCA и другие. Как и микропроекто-ры, эти модели часто снабжены портами USB для приёма видео-и аудиосигнала с внешних источников по технологии USB Display, для подсоединения «флешки» с записанными файлами или даже для опционального Wi-Fi-адаптера, слоты для SD-карт в этих моделях также не редкость.

Такие проекторы оснащены медиа-плеерами для просмотра файлов популярных форматов фильмов, музыки, изображений, презентаций и документов. Некоторые имеют встроенную память для записи файлов. Возможность про-ецировать контент без использования компьютера и видеоисточ-ников очень удобна — не нужно везти с собой тяжёлую технику, достаточно взять проектор, карту памяти или «флешку», а то и во-все скопировать в память проектора все необходимые данные — и ничего лишнего.

Разрешение у ультрапортативных LED-проекторов тоже выше, чем у карманных, чаще всего WVGA (854x480 точек) или WXGA (1280x800 точек), хотя есть и устройства с другими вариантами разрешения. Склонность к «широкому» формату обусловлена тем, что такие модели активно используются не только для прове-дения презентаций, но и для просмотра фильмов. Аппараты, как правило, снабжены динамиками, а нередко и креплениями для установки на штативе, подобно фотокамерам. Оптика у них обыч-но фиксированная, хотя есть и образцы с оптическим зумом

«Гибридные» проекторы

Несмотря на то, что в сегменте карманных проекторов у LED-моделей нет «соперников» со стороны ламповых, в основных сферах применения проекционной техники — образовании, офисных презентациях, конференц-залах, Digital Signage и т.д.— маломощные аппараты на светодиодах серьёзную конкуренцию ламповым составить не могли. Для работы в хорошо освещённом помещении с большим экраном проектору требуется хотя бы 1500—2000 ANSI-Lm, чтобы люди могли и видеть чёткую картину, и вести записи. LED-проекторы же сейчас едва достигли мощно-сти 1000 ANSI-Lm. Чтобы сделать новые безламповые аппараты конкурентоспособными, требовалось решить проблему низкой яркости зелёных светодиодов — найти им достойную замену.

И выход был найден! Вместо зелёных светодиодов производи-тели стали использовать люминофор, бомбардируемый лазером, а в некоторых случаях лазер заменил и синие светодиоды. Полу-ченный источник света уже не был «чистой» LED-технологией, а являлся гибридной лазерно-светодиодной. Мощность светового потока моделей возросла — сразу перешагнула за 2000 ANSI-Lm, ранее недоступные для LED-устройств, а к нынешнему моменту достигла и 4000.

Впервые гибридные источники света применила компания Casio, которая вовсе отказалась от ламповых проекто-ров и сосредоточила усилия на разработке лазерно-светодиодных аппаратов. Позднее, когда «гибриды» хорошо зарекомендовали себя, устройства на основе лазерно-светодиодной технологии стали появляться в линейках и других крупных производителей. Например, такие модели сейчас есть в линейках Acer, Optoma, Panasonic, Viewsonic, запланирован выпуск «гибридных» моделей и у Mitsubishi.

Какие же преимущества есть у «гибридных» моделей по срав-нению с ламповыми аналогами той же мощности светового по-тока? Во-первых, срок службы источника в разы больше, чем у ламп, — до 20000 часов. Во-вторых, низкое энергопотребление и отсутствие ртути. В-третьих, быстрое включение и выключение проекторов без необходимости прогрева и охлаждения.

Отличительная черта лазерно-светодиодных моделей — их от-носительно высокая цена по сравнению с ламповыми аналогами. Правда, тут стоит учесть, что в условиях интенсивного использо-вания аппарата его стоимость быстро окупится за счёт низких затрат на обслуживание. Ведь сменные лампы для проекторов до-рогие, а в гибридных моделях ламп нет, менять источник не нуж-но. Поэтому в долгосрочной перспективе «гибриды» даже более экономичные устройства (и это ещё не принимая во внимание их низкое энергопотребление).

Что же предлагает рынок гибридных проекторов? Модели раз-нообразны не только по характеристикам, но и по назначению. Здесь есть и лёгкие варианты для мобильных презентаций, и ста-ционарные устройства, и даже короткофокусные. Каждый аппа-рат ориентирован на применение в той или иной нише.

Самую широкую линейку лазерно-светодиодных моделей вы-пускает Casio. В её ассортименте есть две серии среднефокусных ультрапортативных и портативных проекторов — тонкие лёгкие Green Slim и более массивные Standard И те и другие — со све-товым потоком до 3000 ANSI-Lm. Также компания производит мощные стационарные проекторы Pro (до 4000 ANSI-Lm) и ко-роткофокусные аппараты Short Throw (до 3000 ANSI-Lm). При этом в последних двух линейках поддерживаются интерактивные функции.

«Гибридные» модели в исполнении Optoma представлены короткофокусными XGA- и WXGA-аппаратами со световым пото-ком до 2500 ANSI-Lm.

В линейке Acer есть проектор-«универсал» К750 мощно-стью 1500 ANSI-Lm с разрешением Full HD, который мо-жет применяться и для проведения презентаций, и для просмотра кинофильмов без компрессии изображения. Впрочем, это не единственный «гибридный» Full HD ап-парат на рынке. Компания ViewSonic выпускает модель Рго9000 (1600 ANSI-Lm) с разрешением 1920x1080 то-чек, разработанную для домашнего кинотеатра.

Проек-торы Full HD на основе лазерно-светодиодных источни-ков света выпускает и компания Panasonic (серия моделей Solid Shine). В отличие от других моделей с таким же раз-решением эти аппараты — тяжёлые и мощные стационар-ные устройства для больших помещений, со световым потоком до 3500 ANSI-Lm, функцией сдвига объектива и поддержкой передачи данных по технологии HDBaseT.

Практически все существующие на рынке модели на осно-ве гибридных лазерно-светодиодных источников света — это DLP-проекторы. У этой технологии есть ряд преимуществ, одно из которых — возможность легко реализовать показ изображе-ний 3D. Неудивительно, что значительная часть «гибридов» под-держивает воспроизведение трёхмерной картинки (правда, очки обычно в комплект не входят).

Лазерные проекторы

Лазерные источники света — ещё одна перспективная альтер-натива газоразрядным лампам Разработки в этой области также ведутся довольно

Лазерный короткофокусный проектор BenQ LW61ST+, выполненный по технологии BlueCore

давно, однако проекторов на их основе на рынке пока немного. По основным преимуществам лазерные источни-ки света схожи с «гибридными» лазерно-светодиодными — срок их жизни также составляет порядка 20000 часов, они тоже бы-стро включаются и выключаются, не содержат ртуть. И мощность светового потока у таких моделей высокая — на данный момент достигает 4000 ANSI-Lm. Кроме того, лазерные проекторы отли-чаются тихой работой.

Особенность лазерной технологии в том, что она позволяет соз-дать источник света без использования светодиодов. Это может быть реализовано различными способами. Например, возможно получить основные цвета, используя красный, синий и зелёный лазеры, но такая технология дорогостоящая. Другой вариант — применение лазера одного цвета (как правило, синего), бомбар-дирующего цветовое колесо с сегментами с особым светящимся составом. Лазерные DLP-проекторы BenQ серии L выполнены именно по такой технологии (BlueCore). Это короткофокусные аппараты, их световой поток достигает 2500 ANSI-Lm.

Компания Sony, которая также в этом году выпустила свой пер-вый лазерный проектор VPL-FHZ55, использовала другую техно-логию. Здесь лазер воздействует на колесо со специальным све-тящимся покрытием, чтобы получить поток света белого цвета, а затем при помощи дихроичных зеркал разделить его на три — красный, синий и зелёный. После эти потоки проходят через три ЖК-панели и посредством дихроичной призмы собираются вместе, образуя единую картинку. VPL-FHZ55 на фоне других безламповых проекторов выделяется не только технологией про-ецирования (а это первый на рынке лазерный 3LCD-npoeicrop), но и характеристиками. Это мощный инсталляционный аппарат со световым потоком 4000 ANSI-Lm и разрешением WUXGA с функцией сдвига объектива и с возможностью установки смен-ных объективов.

Мощнее некуда?

Лазерно-светодиодные и лазерные проекторы могут соста-вить серьёзную конкуренцию ламповым моделям в определён-ных сегментах рынка. По уровню мощности они уже сравнялись с большинством портативных, короткофокусных и стационар-ных проекторов. Однако на данный момент даже самые яркие существующие безламповые аппараты достигают светового по-тока в 4000 ANSI-Lm, в то время как среди ламповых устройств есть и более мощные образцы — как одноламповые модели, так и двухламповые.

Тем не менее, получить с помощью безламповых проекторов световой поток выше 4000 ANSI-Lm можно уже сейчас. Правда, силами не одного проектора, а двух и более. Способ сложения све-тового потока нескольких аппаратов известен уже давно — метод стекования (установки двух устройств в стек), успешно приме-няющийся с ламповыми моделями, подходит и для проекторов с альтернативными источниками света.

Это легко реализуется, если аппарат поддерживает функцию сдвига объектива, а безлам-повые модели такого рода уже есть на рынке (например, Panasonic Solid Shine, Sony VPL-FHZ55). Другой доступный вариант — го-товая стековая система XJ-SK600 с двумя предустановленными лазерно-светодиодными проекторами, которая позволяет совме-щать изображения даже без сдвига объектива — за счёт цифровой коррекции.

На современном рынке представлено множество моделей светодиодных проекторов для домашнего кинотеатра. Если раньше проектор был роскошью с дорогостоящим обслуживанием, то теперь эти устройства стали гораздо доступнее. По цене они примерно сравнялись со средним по размерам телевизором.

Как и при выборе любой техники, встает вопрос: «Как среди всего многообразия моделей проекторов выбрать устройство с оптимальным сочетанием цена-качество и нужным набором функций?».

Итак, попробуем разобраться в этом вопросе. Разберем типы проекторов и их функции, а также рассмотрим характеристики модели, признанной лучшей за 2019 год.

Проектор - это независимое устройство, которое проецирует на экран информацию с различных источников. Так, раньше источником становилась кинопленка или слайды. Сейчас в виде носителя выступают видеокамеры, флеш-карты, компьютер, телевизионный тюнер и так далее.

Проекторы делятся по назначению на три группы:

  • светодиодные проекторы для домашнего кинотеатра;
  • проекторы для бизнеса (презентаций и прочего);
  • устройства для кинозалов, концертных залов и так далее.

Отличаются они не только ценой и габаритами, но и параметрами воспроизведения - первые настроены на показ динамичного изображения, а остальные отлично воспроизведут и статичное. И также есть проигрыватели, способные воспроизводить 3D-изображения. Сейчас их уже используют не только в сфере развлечений, но и в учебных заведениях, на бизнес-презентациях и прочих мероприятиях.

На что обратить внимание при выборе

Как и при выборе любой техники есть определенные функции и технические характеристики, на которые стоит обратить внимание. Остановимся на каждой из них подробнее.

Яркость

Этот показатель в значительной мере влияет на качество конечной картинки. Измеряется яркость передачи в ANSI люменах. По их количеству можно условно разделить проекторы на четыре типа:

  • 1000 люменов и меньше - самые бюджетные модели. Могут найти применение как в домашних условиях, так и в бизнес-центрах или образовательных учреждениях. Работают в помещениях с полным затемнением;
  • 1000-2000 люменов - самые ходовые модели. Потребители часто отдают предпочтение им, так как модели не требуют полного затемнения и находятся в средней ценовой категории;
  • 2000-3000 люменов - предназначены для больших экранов. Отлично справляются с передачей изображения в больших и ярко освещенных аудиториях;
  • 3000-12000 люменов - самые яркие и мощные устройства. Используются в ночных клубах, различных шоу и кинотеатрах.

Исходя из представленной информации понятно, что для бытового использования подойдут два первых варианта, то есть мощностью до 2000 люменов.

Контраст

От этого показателя напрямую зависит цветопередача и четкость картинки. Количество передаваемых оттенков зависит именно от этого.

Однако при выборе led-проектора для домашнего кинотеатра стоит учитывать, что фактическая яркость может быть ниже указанной в характеристиках. Происходит это из-за того, что яркость светлого участка фильтра завышается.

По факту устройство проецирует изображение с соотношением 2000:1, но светлые оттенки здесь будут в проигрыше - нужен слишком большой диапазон полутеней.

Срок службы и стоимость ламп

Расходные материалы и заменяемые детали являются, пожалуй, основным подводным камнем при выборе техники. Мало кто, покупая ту или иную модель, обращает внимание на цену ламп для проектора - вроде как менять нескоро. В итоге такая непредусмотрительность потом может сильно удивить и раздосадовать пользователя. Дело в том, что лампы обычно стоят совсем не дешево, да и купить их можно далеко не везде.

Поэтому делая выбор, обязательно уточните стоимость детали, ее срок службы и где в дальнейшем можно будет приобрести новую лампу.

В среднем срок службы ламп +/- 2000 часов. Обычно, эта информация указывается производителем на упаковке или в инструкции. Но тут всплывает еще один подводный камень - во время старения лампы яркость начинает снижаться уже через несколько сотен часов. Соответственно, качество изображения ухудшается.

Так что перед покупкой стоит хорошо подумать. Иногда лучше и выгоднее приобрести модель подороже и в дальнейшем сэкономить на покупке ламп благодаря долгому сроку их службы.

Разрешение

Как мы знаем, этот параметр измеряется по горизонтали и вертикали, в пикселях и влияет на качество изображения. Обращая внимание на этот фактор, нужно учитывать некоторые особенности, а именно:

  1. Есть два самых распространенных типа разрешения – XGA и WXGA. Проекторы с такими характеристиками отлично справляются с передачей как текстовых, так и графических изображений, статического и динамического видео. Кроме того, эти стандарты отлично «дружат» со всеми ОС компьютеров.
  2. Разрешение SVGA воспроизводит контуры не четко, немного размывая картинку. Таким образом, изображение кажется качественным на большом расстоянии.
  3. Разрешение SXGA используется в самых дорогостоящих проекторах. Оно обеспечивает высочайшую четкость изображения.

Соответственно, чем выше разрешение, тем выше цена, и тем выше качество передачи.


Тип установки

От габаритов и веса устройства зависит способ и место его установки. Здесь для лучшего понимания можно произвести разделение на группы:

  1. Ультрапортативные - самые маленькие из возможных. К этой категории относятся проекторы весом от 1 до 3 кг. Легко транспортабельны, используются с ноутбуками и другими негабаритными устройствами. Получили широкое применение на выездных мероприятиях. Соответственно, функциональность и мощность меньше, чем в более габаритных моделях.
  2. Портативные - устройства среднего размера весом 3-10 кг. Широко применяется в качестве домашнего проектора. Перемещать его в помещении не составит проблемы, а вот использовать его в качестве мобильного не выйдет. Отлично подходят для просмотра видео и картинок в небольшом помещении.
  3. Стационарные - практически неподъемные весом от 10 кг и более. Устанавливаются такие модели один раз и только квалифицированным специалистом. Такие проекторы можно встретить в кинотеатрах.

Автокоррекция

Эта функция позволяет переместить изображение по экрану, не трогая сам проектор. Функция особенно актуальна, если вы захотите спрятать проектор в нишу и на пути трансляции встретится препятствие, скажем, в виде люстры.

Подключение и обслуживание

Обязательно обращайте внимание на наличие нужных вам входов и разъемов.

Кроме того, стоит уточнить, насколько технически сложно будет произвести подключение. Для некоторых моделей могут потребоваться услуги специалиста по установке.

Уровень шума

Эта деталь тоже очень важна, так как громкая работа проектора может испортить все наслаждение от просмотра кинофильма. Оптимальным значением будет громкость до 30 дБ.


Цена

Разброс цен на проекторы просто колоссален - от 20 000 до 600 000 рублей. Бытовые проекторы находятся в ценовой категории до 100 000 рублей.

Здесь нужно брать в расчет не только определенную сумму, но и сравнить все характеристики, особенно если это покупка вашего первого проектора.

Лучшее устройство 2019 года

Лучшим led проектором 2019 года по праву признан LG PF 1000 U. Средняя стоимость данной модели составляет 85 000 рублей. Короткофокусный проектор полностью оправдывает свою стоимость.

Он оснащен встроенными проигрывателем и ТВ-тюнером. Компактный (128х131х309 мм) и легкий (1,9 кг), он займет достойное место в вашем доме и будет незаметно служить вашему досугу качественным изображением и звуком.

Выбирайте качество и долговечность. Приятного просмотра!

Светодиоды (LED, Light Emitted Diode) активно проникают в нашу жизнь. Потребляя сравнительно мало энергии и, обладая значительной долговечностью, шаг за шагом они вытесняют традиционные лампы накаливания в бытовых осветительных приборах, красноречиво заявляют о себе, как о прекрасной альтернативе люмисцентной подсветке в ЖК-дисплеях, и, наконец, готовы встать во главе революции в стане видеопроекторов. О LED-видеопроекторах, их особенностях и текущем положении дел на рынке, и пойдет речь в данном материале.

Недостатки традиционных проекторов

Современным видеопроекторам, при всех их положительных качествах, также характеры и следующими недостатками:
1) проекционная лампа обладает ограниченным ресурсом работы, высокой стоимостью и значительным энергопотреблением;
2) проекционная лампа сильно нагревается во время работы - каждый проектор нуждается в специальной системе охлаждения, которая не только потребляет дополнительную энергию, но и ощутимо шумит (из-за вращения вентилятора);
3) наличие проекционной лампы и системы охлаждения накладывает определенные ограничения на размеры и вес проектора.

Светодиоды спешат на помощь

Светодиоды «начинали карьеру» как бытовые осветительные приборы, потом нашли применение в автопроме, затем LED стали использоваться для подсветки ЖК-матриц в соответствующих видеопанелях и, наконец, добрались до видеопроекторов. Идея заменить традиционную проекционную лампу накаливания светодиодным аналогом, на первый взгляд, проста и очевидна. Однако, создателям первых светодиодных проекторов пришлось решить ряд принципиальных технических задач. Во-первых, выбрать наиболее адекватный светодиодной специфике способ формирования изображения. Использование LED совместно с LCD-матрицами (которыми оснащается большинство продаваемых в мире проекторов) оказалось бесперспективным. Ведь работа на LCD-матрицы на просвет, подразумевает значительное (до 60%) ослабление светового потока на пути от его источника к объективу. Поэтому наиболее подходят для симбиоза со светодиодами микрозеркальные DMD-чипы, применяющиеся в DLP-проекторами. Не случайно компания Texas Instrument (являющаяся основоположником DLP-технологии) одна из первых предложила использовать их матрицы совместно со светодиодной подсветкой.

Однако, в настоящее время существует концепция применения LED совместно с LCoS-матрицами (они также работают по принципу отражения света) - вполне возможно, что светодиоды обусловят «ренессанс» данной технологии.

Стоит подчеркнуть, что своим появлением LED-проекторы обязаны значительному прогрессу в технологии производства ярких светодиодов. Лидером в данной области, а также главным LED-поставщиком для проекционной индустрии в настоящее время является компания Lumileds. Сегодня ее специалисты интенсивно работают над созданием еще более совершенных светодиодов, характеристики которых (яркость, эффективность энергопотребления) с каждым новым поколением становятся все лучше.

Принцип действия LED-проектора

Итак, в светодиодном проекторе вместо «горячей» и энергетически прожорливой лампы накаливания используются светодиодные световые излучатели. Их либо три (красный, синий и зеленый), либо больше (помимо основных цветов, Lumileds предложила добавить голубой и желтый, с целью повысить световой поток и обогатить цветопередачу). А еще в LED-проекторах нет светового колеса (которое традиционно применяется в DLP-аппаратах). Вместо него за формирование каждого цветового слоя изображения отвечает специальная электрическая схема, которая с определенной (незаметной глазу) частотой переключает цветовые каналы подсветки. Благодаря инертности зрительного восприятия, на экране мы видим целостную картинку.

LED-проекторы: масса достоинств

1) Размеры и вес
Способ формирования изображения светодиоды+DLP позволяет расположить все электронные элементы максимально плотно друг к другу и создавать миниатюрные (с коробку для CD) и сверхминиатюрные (с мобильный телефон) проекторы.

2) Энергопотребление
Светодиоды потребляют в 10 раз меньше энергии (светодиодные - порядка 10 Вт, ламповые - порядка 100 Вт). А значит, светодиодные проекторы могут работать от аккумуляторных батарей.

3) Срок службы
Срок службы обычной проекционной лампы составляет в среднем 2–3 тысячи часов. У светодиодных решений этот показатель составляет порядка 20 тыс. часов без падения яркости. Наметилась тенденция к увеличению вышеупомянутого ресурса до 100 тыс. часов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то