Нестандартные решения в Excel для повседневных задач финансиста. ПР16 Средства графического представления статистических данных (деловая графика) Для наглядного представления данных журнала продаж

Цель курса: формирование ИКТ компетенции.

Тема урока: Средства деловой графики для наглядного представления данных с использованием диаграмм различных типов.

Цель урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов.

Цель занятия: Формирование компетенции, связанной с работой с автоматизированными информационными системами, (приложением МS Excel).

Задачи занятия:

  • Воспитательная (аксеологический компонент компетенции)
    • формировать в процессе обучения ситуацию успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формировать потребность в самообразовании;
    • способствовать развитию умения аргументировать свои убеждения;
    • формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
    • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
  • Учебная (когнитивный компонент компетенции)
    • познакомить с основными технологиями преобразования информации (из числовой в графическую) с помощью деловой графики программного приложения МS Excel;
  • Практическое и оперативное применение знаний (операциональный компонент компетенции)
    • развивать навыки практического применения знаний к конкретным ситуациям: построение диаграмм по проведённому мониторингу.
    • развивать навыки анализа и сравнения величин,

Методы обучения:

метод решения конкретной ситуации (кейс-метод):

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского “case” случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

словесные:

беседа, характерной чертой беседы является наличие управляющих вопросов, которые задаются учителем по заранее спланированному сценарию, приводящих к цели, намеченной преподавателем,

инструктаж, характеризуется чёткостью изложения, не допускает вольного толкования. Основная дидактическая функция – усвоение стандартных способов действий;

наглядные:

компьютерная демонстрация, обладает динамичностью и наглядностью;

практические:

практические работы на ПК и в рабочих тетрадях способствуют формированию умений пользования компьютером, упорядочению знаний студентов по темам курса, формированию опыта творческой деятельности.

Формы обучения:

фронтальная форма, используется при реализации словесного, наглядного и практического методов, а также в процессе контроля;

групповая форма, используется в группе, участники которой имеют различный уровень подготовки и мотивации;

форма “студент и компьютер” – студент в своём темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала.

Контроль знаний

  • наблюдение за работой на ПК;
  • фронтальный опрос,
  • тестирование;
  • самостоятельная практическая работа,
  • самоконтроль.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:

  • смена видов деятельности;
  • соблюдение воздушно-теплового режима;
  • выполнение эрг-упражнений;
  • нормирование времени при работе с компьютерной техникой.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • программное обеспечение (приложение MS Excel),
  • тесты,
  • карточки-инструкции для дифференцирования заданий
  • презентации к уроку (Приложение 1 и Приложение 2 )

Тип урока: урок объяснение нового материала и систематизации знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа.

План урока (Хронометраж)

  1. Организация урока – 1-2 мин
  2. Вступительное слово (сообщение целей и задач урока) – 2 мин
  3. Актуализация опорных знаний и умений
    • Фронтальный опрос: тестирование с помощью презентации (Вопрос-ответ, самопроверка – 14 мин
  1. Объяснение нового материала с применением ПК – 25-30 мин
  2. Физминутка – 2 мин
  3. Формирование и применение знаний, умений и навыков
  • Практическая работа 1– 3 (различные уровни сложности) – 30 мин
  • Итог урока – 1-2мин
  • Рефлексия – 5 мин (подведение итогов – подсчет жетонов, построение диаграммы)
  • Домашнее задание 2-3 мин
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г. Белинского: “Человек страшится только того чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.

    – Объявление темы и целей урока.

    II. Актуализация опорных знани
    й.

    а) Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы” с использованием презентации (Слайд ) (Приложение 2)

    1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

    ячейка;
    строка;
    столбец;
    формула.

    2. В электронной таблице ячейкой называют:

    горизонтальную строку;
    вертикальный столбец;
    курсор – рамку на экране;
    пересечение строки и столбца.

    3. В электронной таблице невозможно удалить:

    строку;
    столбец;
    содержимое ячейки;
    имя ячейки.

    4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

    18D;
    К13;
    34;
    АВ.

    5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

    DF;
    F12;
    АБ;
    113.
    АВ.

    6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

    11D;
    F12;
    АБ3;
    В1А.

    7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

    число;
    текст;
    лист;
    формула.

    8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

    формула записана с ошибкой;
    в формуле есть ссылка на пустую клетку;
    в формуле есть циклическая ссылка;
    столбец недостаточно широк.

    9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:

    в поле имени;
    в строке состояния;
    в строке формул;
    в пункте “Вид” текстового меню.

    10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

    по центру;
    по центру выделения;
    по правому краю;
    по левому краю.

    11. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:

    4;
    8;
    9;
    10.

    12. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?

    (С3+C5)/D6;
    (С3+C5)/E6;
    (D4+D6)/E7;
    (С4+C6)/D7.

    13. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?

    A B C D
    1 5 2 4
    2 10 1 6

    14. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?

    2*B1
    =2*A2
    =3*A2

    б) Письменный опрос

    – Подпишите листочки, ответ выбираете один. (см. Приложение)

    III. Изложение нового материала

    – Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики.

    Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе в виде диаграммы или графика, которые наглядно отображают зависимости между данными.

    Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

    Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

    – Для построения диаграммы с помощью графического процессора следует:

    1) составить таблицу с набором данных;

    2) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
    б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы: меню Вставка – Диаграмма далее по шагам

    – Сегодня на уроке мы рассмотрим самые распространенные типы диаграммы.

    1. Круговая диаграмма (Слайд) (Приложение 1)

    а) служит для отображения величин от целого; б)служит для сравнения нескольких величин в одной точке.

    Например, 1)Доля цены комплектующих в компьютере,

    2) Незнайка продавец канцтоваров (самостоятельно)

    2. Столбчатая диаграмма (Гистограмма) (Слайд) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.

    Например,1) Незнайка торгует газетами. Опорная точка соответствует дню недели. (Слайд)

    2) Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. (Слайд)

    Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек - по одной для каждого дня недели.

    Копируем таблицу с данными на новый лист. Добавляем данные. Строим диаграмму. Определите разницу с предыдущей диаграммой. (Теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три - по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково, нужна ЛЕГЕНДА)

    3.Линейная диаграмма (Слайд) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой . Тип диаграммы – График или Точечная . Тип диаграммы График выбирают, когда нужно отобразить изменения данных с течением времени.

    – Например (Слайд) ,

    1) Построить диаграмму, отображающую динамику цен по годам на разные модели компьютеров.

    2) Построить диаграмму, отображающую изменение количества проданных газет в течении недели. (Слайд)

    ВЫВОД: Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм .

    Физкультминутка, гимнастика для глаз – 2 мин.

    IV. Закрепление. Практическая работа.

    Цель: сформировать умения выполнять задания: по набору данных строить диаграммы определенного типа.

    Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий.

    Практическую работу проведем используя метод разбора конкретной ситуации. Этот метод часто называют кейс – метод.

    (Слайд) Кейс – технология (case study – "разбор конкретных ситуаций”)

    “Родиной” данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета.

    Метод кейс – технологии позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации; учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения.

    – У вас было задание во временном промежутке – Одна неделя – Провести мониторинг температурного режима в помещениях колледжа. (Карточки – инструкции: Придложение 2)

    Задание 1 : Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в помещениях колледжа .

    Приготовьте ваши материалы. Разберем алгоритм выполнения данного задания:

    1)Составить таблицу данных. (Какие столбцы нужно создать в таблице? Сколько строк? Как озаглавить столбцы?)

    2) Вставить диаграмму . (Какой тип диаграммы нужно выбрать в данном случае?)

    (Слайд с изображением диаграммы)

    Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.

    Задание 2: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в кабинетах в сравнении с нормами температур СанПиНа (СанПиН – санитарные нормы и правила, утвержденные главным санитарным врачом РФ).

    По одному набору данных постройте две диаграммы разного типа.

    Задание 3: Пользуясь данными, приведенными в таблице, построить диаграмму, характеризующую соотношение между неметрическими единицами длины. Какой тип диаграммы целесообразно выбрать?

    Значения, мм

    Сотка
    Аршин
    Четверть
    Вершок
    Фут
    Дюйм
    Линия

    V. Итог занятия

    – Какие новые понятия вы сегодня узнали на уроке? (Слайд )

    – На уроке мы познакомились с элементами деловой графики, научились по набору данных выбирать тип диаграммы.

    – Давайте подведем итог занятия: Возьмите каждый конвертик, там три карточки, выберите то, что Вам ближе и положите карточку в коробку. Галя и Наташа (Счетная комиссия) введут результаты вашего выбора в таблицу и мы увидим в % уровень усвоения новой темы. (Слайд )

    VI. Домашнее задание

  • Составить карточки – инструкции по теме “Построение диаграмм”, включая задания на построение диаграмм всех рассмотренных типов диаграмм (Инструкции прописывать в соответствии с Office 3, 7, 10)
  • Проиллюстрировать лекционный материал – зарисовать все рассмотренные типы диаграмм
  • Выставление оценок за урок.

    – Урок окончен. Спасибо за работу.

    Важное место в современном статистическом анализе социально-экономических явлений и процессов занимает графический метод. Без графиков не обходится ни одно статистическое исследование - они позволяют с наименьшими временными затратами выявить закономерности в развитии явления и его структуру, а также наглядно представить взаимосвязи показателей. Графический образ часто более нагляден и понятен, чем многие страницы текста. Арсенал используемых в статистике графиков обширен. Более того, с появлением новых программных средств он непрерывно увеличивается: на замену плоскостным графикам приходят объемные, матричные, категоризованные графики и пиктографики.

    График - это схематичное изображение статистической информации с помощью различных геометрических образов, которыми могут быть линии, точки, плоскостные либо объемные фигуры (круги, прямоугольники и т.д.), символы со многими элементами (звезды, лучи, многоугольники, "лица Чернова", "японские свечи", "ящики с усами" и т.д.).

    Любой статистический график содержит графический образ и вспомогательные элементы. Под графическим образом понимают совокупность выбранных для изображения конкретной статистической информации линий, фигур, точек или символов, имеющих определенный формат изображения. Вспомогательные элементы графика - это, во-первых, поле графика ( пространство , на котором располагается геометрический образ, при этом длина и ширина поля графика , как правило, имеют между собой определенное соотношение), во-вторых, система координат и масштабные ориентиры (декартовы, полярные координаты , контурные линии или сетки с нанесенной на них масштабной шкалой), и, в-третьих, экспликация графика , которая представляет собой необходимый разъяснительный текст, прилагаемый к графику: его название, подписи масштабных шкал, смысловое содержание применяемых символов и знаков (легенда графика ).

    Статистические графики можно классифицировать по следующим признакам:

    1. аналитическое предназначение;
    2. способ построения;
    3. символы геометрического образа.

    По аналитическому предназначению различают графики сравнения, структуры, динамики, изображения вариационных рядов, графики взаимосвязи показателей.

    По способу построения графики делятся на диаграммы и статистические карты.

    Согласно используемым символам геометрического образа графики бывают точечные, линейные, фигурные (плоскостные или объемные) и пиктографики.

    Для сравнения одноименных показателей, относящихся к различным временным периодам, объектам или территориям, применяют линейные графики и различные виды диаграмм: столбиковую, ленточную, фигурную; а также пиктографики.

    У линейного графика по оси абсцисс отмечаются временные периоды, объекты или территории, а по оси ординат - соответствующие им значения рассматриваемого показателя. Например, по данным табл. 4.10 построим линейный график изменения удельного веса убыточных организаций за период 2002-2006 гг. для экономики в целом (рис. 4.1).

    Таблица 4.10. Удельный вес убыточных организаций по отраслям экономики от общего числа организаций, % (данные условные)
    Отрасль экономики Год
    2002 2003 2004 2005 2006
    Всего в экономике, в том числе: 53,2 40,8 39,8 37,9 43,5
    промышленность 48,8 39,1 39,7 39,3 45,1
    сельское хозяйство 84,4 52,7 50,7 46,3 55,6
    строительство 40,6 37,7 37,2 35,4 38,6
    транспорт 53,4 47,9 44,1 40,9 45,6
    связь 44,3 28,4 26,1 25,4 35,1
    торговля и общественное питание 45,3 32,7 31,4 27,7 31,2


    Рис. 4.1.

    Столбиковая диаграмма несет тот же аналитический смысл, что и линейный график . При ее построении на оси X располагаются элементы, подлежащие сравнению, которыми могут быть временные периоды, территории, либо объекты. Они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Затем рисуются прямоугольники (столбики): сторона, являющаяся шириной, одинакова для всех сравниваемых элементов и располагается на оси X, высота прямоугольников откладывается по оси Y пропорционально значению сравниваемого показателя. Таким образом, ось Y должна иметь определенную масштабную шкалу, обязательно начинающуюся с нуля. Так, используя данные табл. 4.10, построим столбиковую диаграмму изменения удельного веса убыточных предприятий и организаций по всей экономике в целом (рис. 4.2).

    Прямоугольники столбиковой диаграммы могут располагаться и вплотную друг к другу - расстояние между ними определяется произвольно, масштаб имеет лишь высота прямоугольников.


    Рис. 4.2.

    Столбиковые диаграммы могут одновременно демонстрировать изменение нескольких показателей. Для примера изобразим динамику удельного веса убыточных предприятий и организаций по отраслям экономики за несколько временных периодов (рис. 4.3).


    Рис. 4.3.

    Для четырех отраслей построим линейный график (рис. 4.4).


    Рис. 4.4.

    Ленточная (полосовая) диаграмма строится по тем же правилам, что и столбиковая, но прямоугольники, изображающие размеры показателя, располагаются не вертикально, а горизонтально. Данный вид диаграммы удобно применять в тех случаях, когда сравниваемые показатели могут принимать отрицательные значения. Например, магазин детской одежды "Сашенька" в течение года имел не только прибыль (+), но и нес убытки (рис. 4.5).


    Рис. 4.5.

    Для получения диаграмм сравнения могут использоваться и различные геометрические фигуры. Предположим, что количество заключенных договоров личного страхования, заключенных страховой компанией, составляло в 2003 г. 23 тыс., в 2004 г. - 64 тыс. Изобразим эти данные графически, для чего выберем в качестве фигурного знака квадрат. Чтобы найти стороны квадратов нужно извлечь квадратные корни из значений показателей: Выберем масштаб изображения, например, примем 1 см равным 3 тыс. Тогда сторона первого квадрата будет равна (4,8: 3) 1,6 см; второго (8: 3) 2,7 см. Итак, получим следующую диаграмму сравнения (рис. 4.6).


    Рис. 4.6.

    Вместо квадратов часто используются круги. Тогда изображаемые величины должны быть пропорциональны площади круга. Наглядность данного вида диаграмм тем больше, чем сильнее различаются между собой сравниваемые показатели. Действительно, если различия небольшие, то подобный график теряет свой смысл.

    В динамических сравнениях, особенно если приводятся данные по месяцам года и в них присутствуют так называемые сезонные колебания, используются радиальные диаграммы. Для этого вычерчивается круг такого радиуса, чтобы при нанесении на него масштабной шкалы верхнее значение шкалы соответствовало наибольшему значению показателя. Затем весь круг делится на 12 частей (если мы рассматриваем помесячные данные) и проставляются номера либо названия месяцев около каждого радиуса. После этого на них откладываются в принятом масштабе значения показателей соответствующих месяцев, и полученные точки соединяются отрезками - образуется замкнутая ломаная линия. Пример построения радиальной диаграммы приведен на рис. 4.7.


    Рис. 4.7.

    Для изображения структуры явления используются прямоугольные или секторные диаграммы.

    Продемонстрируем построение круговой секторной диаграммы на данных табл. 4.11.

    Для того чтобы построить секторную диаграмму, необходимо определить величину углов секторов: 100% соответствует 360°, тогда 1% равен 3,6°. Пересчитаем наши данные:

    • жилища: 12,8 * 3,6 = 46°;
    • здания (кроме жилых) и сооружения: 41,9 * 3,6 = 151°;
    • машины, оборудование, транспортные средства: 38,9 * 3,6 = 140°;
    • прочие виды основных фондов: 6,4 * 3,6 = 23°.

    Начертим круг произвольного радиуса и разделим его на четыре соответствующих сектора (рис. 4.8).


    Рис. 4.8.

    Изобразить графически структуру явления можно также с помощью ленточных (полосовых) диаграмм. В этом случае вычерчивается прямоугольник произвольной длины и ширины. Значение его длины принимается за 100%. Затем прямоугольник делится на части, соответствующие значениям долей тех компонент , из которых состоит явление. Так, по данным табл. 4.10 получим полосовую диаграмму, представленную на рис. 4.9.


    Рис. 4.9.

    Для одновременного изображения трех величин, одна из которых является произведением двух других, применяется особый график , называемый знаком Варзара. Поясним процедуру его построения на условном примере.

    Знак Варзара имеет вид прямоугольника, длина и ширина которого соответствуют двум множителям произведения, а площадь - значению произведения, т.д. третьей величине. Так, в табл. 4.12 показатель "Капитализация" рассчитан как произведение рыночной стоимости акции на количество акций данного вида:

    Основание прямоугольников примем за показатель количества, а высоту - за цену. Тогда площадь полученных прямоугольников будет изображать капитализацию. При построении знаков Варзара следует помнить, что основание и высота прямоугольников откладываются в своем масштабе независимо друг от друга (рис. 4.10).


    Рис. 4.10.

    Особое место в графическом анализе финансовой информации занимают биржевые статистические графики.

    Для анализа данных фондовых, товарных и фьючерсных рынков чаще всего используют столбиковые биржевые графики (табл. 4.13).

    Таблица 4.13. Котировки и объемы торгов акциями компании А в апреле 2006 г., дол.
    Дата торгов Цена открытия Максимальная цена дня Минимальная цена дня Цена закрытия Объем торгов
    26 14,3 14,9 14,3 14,7 102 548
    27 14,7 15,2 14,6 14,9 112 054
    28 14,9 15,5 14,5 15,3 136 250
    29 15,3 16,1 14,9 15,1 108 914
    30 15,1 15,8 14,7 15,6 103 145

    По данным табл. 4.13 построим столбиковый биржевой график (рис. 4.11).

    На столбиковом биржевом графике для каждого дня строится вертикальная черта (столбик): начало столбика соответствует значению минимальной в течение дня цены на акцию, вершина - максимальной цене, горизонтальная черта на столбике - цена в момент закрытия торгов.


    Рис. 4.11.

    Для одновременного изображения цен открытия и закрытия торгов, а также минимального и максимального значений цены служит график , часто называемый в литературе "ящики с усами". Для данных табл. 4.13 он выглядит так, как показано на рис. 4.12.


    Рис. 4.12. "Ящики с усами"

    Здесь, в отличие от графика , приведенного на рис. 4.11, у каждого столбика имеется еще и "ящик" (отсюда и название - "ящики с усами"). Основание белого "ящика" соответствует цене открытия торгов, высота - цене закрытия; черный цвет "ящика" означает, что цена закрытия была ниже цены открытия торгов - в этом случае на графике они меняются местами.

    Столбиковый график можно дополнить диаграммами показателя объема торгов. Для данных табл. 4.13 получим графический образ, представленный на рис. 4.13.


    Рис. 4.13.

    Поскольку график дополняется диаграммами, показывающими объемы торгов, то он имеет две вертикальные масштабные шкалы: слева находится шкала для показателя объема торгов, справа - для котировок акций.

    График "ящики с усами" также можно дополнить диаграммами показателя объема торгов (рис. 4.14).


    Рис. 4.14. Биржевой график "ящики с усами" с диаграммой объемов торгов

    В современных статистических пакетах прикладных программ для графического представления статистической информации предлагается особый вид графиков - пиктографики.

    Пиктографики составляются для каждого наблюдения, они имеют вид графических объектов (определенных символов) со многими элементами. Значения показателей соответствуют свойствам или размерам элементов пиктографика. С изменением значений показателей при переходе от одной единицы наблюдения к другой внешний вид пиктограммы меняется. Таким образом возникает возможность визуально классифицировать наблюдения по однородным группам.

    Предположим, что имеется совокупность 10 промышленных предприятий, характеризующихся следующими показателями (табл. 4.14).

    Таблица 4.14. Экономические показатели деятельности промышленных предприятий (данные условные)
    Номер предприятия Рентабельность, % Удельный вес рабочих в составе промышленного производственного персонала, % Коэффициент сменности оборудования Удельный вес потерь от брака, % Фондоотдача на 1 руб. фондов Среднегодовая численность промышленного производственного персонала, чел. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. Оборачиваемость нормируемых оборотных средств, дн. Оборачиваемость ненормируемых оборотных средств, дн. Непроизводственные расходы, млн. руб.
    1 13,28 0,80 1,14 0,27 1,07 1 257 50,79 80,12 22,46 18,20
    2 22,31 0,80 1,85 0,38 2,45 1 687 58,12 80,12 22,37 38,45
    3 15,27 0,78 1,14 0,26 1,14 1 588 44,20 80,45 21,74 22,13
    4 12,99 0,79 1,33 0,28 1,05 1 696 44,57 68,17 20,11 24,56
    5 25,78 0,78 1,74 0,29 2,12 1 804 51,43 70,82 20,37 46,75
    6 28,47 0,79 1,90 0,30 2,09 1 512 53,96 73,47 21,38 38,16
    7 12,97 0,80 1,16 0,35 1,03 1 499 57,58 76,12 21,52 24,58
    8 23,47 0,81 1,86 0,32 2,11 1 403 65,34 78,77 23,58 41,78
    9 10,47 0,81 1,17 0,33 0,87 1 451 59,34 81,42 22,47 22,79
    10 13,58 0,82 1,23 0,32 0,97 1 327 57,83 84,07 23,17 22,47

    Проанализируем имеющуюся информацию графически с помощью пиктографиков.

    Занятие 3 . Наглядное представление данных электронного журнала .

    1. Построение диаграммы текущей успеваемости учащихся............................. 1

    ............................................................................ 1

    ........................................................................ 2

    ......................................................... 7

    2. Выбор диапазона ячеек журнала для наглядного представления итоговой успеваемости учащихся........................................................................................................................... 8

    3. Использование данных успеваемости за длительный период для подготовки заключений относительно тенденций изменения результатов на перспективу................... 9

    4. Практические задания к занятию......................................................................... 11

    5. Вопросы на понимание материала занятия................................................... 12

    1. Построение диаграммы текущей успеваемости учащихся.

    Как Вы уже убедились на материале прошлого занятия, работа с электронным журналом позволяет следить за процессом обучения и оперативно подводить итоги. Однако, как ни интересна динамическая таблица (журнал) успеваемости для презентации или выразительного отчетного документа красочные диаграммы являются наилучшим способом представления чисел и демонстрации связи между ними. Редактор электронных таблиц Excel позволит Вам быстро и эффективно решить различные задачи, связанные с наглядным представлением Ваших данных.

    ¨ Откройте созданный Вами ранее электронный журнал.

    Процедура создания диаграмм в Excel элементарна. Воспользуемся встроенной в редактор программой «Мастер диаграмм».

    1.1. Выделение диапазона ячеек.

    ¨ Для начала необходимо выделить тот диапазон ячеек, который Вы предполагаете представить в виде диаграммы или графика.

    ¨

    Предлагаю выделить ячейки, отображающие текущую успеваемость Ваших учеников (см. рис. 1).

    Рис. 1. Выделение диапазона ячеек для построения диаграммы или графика.

    ¨ Так мы указываем Мастеру диаграмм источник данных для построения графика.

    1.2. Работа с мастером диаграмм

    ¨ Затем найдите на панели инструментов «Стандартная» кнопку с изображением стилизованной диаграммы и щелкните по ней.


    Рис. 2. Кнопка Мастера диаграмм.

    ¨ В диалоговом окне запускается Мастер диаграмм, с которым мы начинаем работать. Нам предстоит сделать четыре шага до конечного результата (см. рис.3).


    Рис. 3. Вид диалогового окна Мастера диаграмм.

    ¨ На первом шаге мы выбираем тип диаграммы. Нашим целям отображения развития процесса во времени (в нашем случае – текущей успеваемости) хорошо отвечает График. Его мы и выбираем из многочисленных возможностей.

    ¨ Обращаю Ваше внимание на то, что при выборе того или иного типа необходимо обращать внимание на комментарии в нижней правой части окна, так как они описывают выбранный график.

    ¨ На этом же этапе можно воспользоваться кнопкой «Просмотр результата». Нажав указанную кнопку, в окне Образца в правой части диалогового окна (после нажатия кнопки Просмотра окно Вида меняется на окно Образца) можно посмотреть, как будут выглядеть отмеченные для наглядного представления данные при использовании того или иного типа диаграммы (см. рис. 4).


    Рис. 4. Вид диалогового окна Мастера диаграмм после нажатия кнопки «Предварительный просмотр».

    ¨

    После нажатия на кнопку «Далее» переходим ко второму шагу работы с Мастером диаграмм, на котором определяется источник данных для построения графика. Но мы это уже сделали, выделив диапазон ячеек текущей успеваемости, перед запуском Мастера. Поэтому окно «Диапазон» оказалось у нас уже заполненным (см. рис. 5).

    Рис. 5. Вид диалогового окна Мастера диаграмм на втором шаге.

    ¨ Здесь необходимо проверить правильность выбора рядов нашего графика: располагаются ли ряды в строках или в столбцах. Заметим, что поскольку нас интересует успеваемость каждого ученика за исследуемый период, то необходимо поменять выбор на «Строки». В противном случае графики будут отражать данные в перевернутом для обычного представления таких данных формате.

    ¨ Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что ячейки с заголовками столбцов таблицы (Фамилия, имя и даты проведения уроков) также были восприняты Мастером диаграмм как элементы, которые необходимо учитывать при построении графиков.

    ¨

    Для того чтобы исключить те ряды или строки, которые не должны отражаться на графиках, можно, активизировав закладку «Ряд» Диалогового окна Мастера диаграмм для шага 2, удалить ненужные данные.

    Рис. 6. Кнопка «Удалить» для исключения из построения ненужных данных.

    ¨ После удаления ненужных рядов необходимо заполнить окно «Подписи оси Х». Для этого проверяем, что в указанном окне находится курсор, и в основной таблице (журнале) выделяем диапазон ячеек с датами проведения уроков (см. рис. 7).

    Рис. 7. Заполнение окна «Подписи оси Х».

    ¨

    Выделенный диапазон ячеек автоматически будет занесен в указанное окно, и под делениями оси Х появятся даты проведения занятий.

    Рис. 8. Вид окна Мастера диаграмм на шаге 2 после заполнения окна «Подписи оси Х».

    ¨
    Теперь можно нажать кнопку «Далее» и перейти к третьему шагу работы Мастера диаграмм.

    Рис. 9. Вид диалогового окна «Мастера диаграмм» на шаге 3.

    ¨ На этом шаге Вам предлагается заполнить окна с названиями диаграммы, осей Х и Y. Здесь же можно поработать с различными закладками окна для получения желаемого вида диаграммы. Для ввода названия и подписей осей нужно щелкнуть в соответствующем поле (там появится текстовый курсор) и набрать на клавиатуре необходимый текст. Для настройки легенды (условных обозначений) нужно щелкнуть по одноименной закладке и настроить положение легенды, выбрав мышкой нужную позицию в левой части окна. В процессе настройки в правой части окна уже можно посмотреть на прообраз графика. В случае если Вас что-то не устраивает, можно вернуться к предыдущим этапам, нажав на кнопку «Назад».


    Рис. 9. Вид диалогового окна Мастера диаграмм на шаге 3.

    ¨ На 4-ом, заключительном шаге необходимо указать, как расположить график: на отдельном листе или же на листе, где расположен сам журнал.


    Рис. 10. Вид диалогового окна Мастера диаграмм на шаге 4.

    ¨ После выбора нажимаем кнопку «Готово».

    На представленном ниже рис.11 можно видеть результат работы Мастера диаграмм. Мастер выполнил все наши пожелания, но, возможно, результат Вас удовлетворяет не полностью.


    Рис. 11. Вид готовой диаграммы после окончания работы Мастера диаграмм.

    1.3. Изменение вида объектов диаграммы.

    Теперь поговорим о том, как можно изменить параметры готовой диаграммы.

    ¨ Имея уже готовую диаграмму, Вы можете легко изменить те ее параметры, которые Вас не устраивают. Для этого выделите область диаграммы щелчком мыши.

    ¨ Теперь обратите внимание на изменение горизонтального меню: там вместо элемента Данные появился элемент Диаграмма, в ниспадающем меню которого Вы сможете найти команды, которые позволят Вам изменить при желании тип диаграммы, добавить или удалить исходные данные, изменить параметры диаграммы и ее размещение.

    ¨

    Кроме того, выделяя отдельные элементы диаграммы, Вы можете изменять их формат. На рис. 12 представлена диаграмма после изменения форматов некоторых ее объектов.

    Рис. 12. Вид диаграммы после изменения форматов некоторых объектов.

    Я не призываю Вас в точности следовать решениям, приведенным на рисунке выше. Эта пестрота нужна мне для того, чтобы продемонстрировать эффекты изменения форматов объектов. Жду от Вас более изысканных решений.

    2. Выбор диапазона ячеек журнала для наглядного представления итоговой успеваемости учащихся.

    Теперь попробуем построить диаграмму, соответствующую итоговым результатам обучения. В этом случае нам придется использовать для построения несмежные диапазоны данных (столбик с фамилиями учащихся и столбик с их итоговым отметками).

    Для того, чтобы выделить несмежные диапазоны ячеек нам придется проводить выделение с использованием клавиши Ctrl .

    ¨ Выделите сначала диапазон ячеек, в которых содержатся фамилии и имена учеников, затем нажмите клавиш у Ctrl и проведите выделение столбца с итоговыми результатами (см. рис. 13).


    Рис. 13. Вид таблицы после выделения несмежных столбцов.

    ¨

    В результате уже известных Вам действий мы получим диаграмму рейтинга учащихся по данному предмету на конец четверти (см. рис. 14).

    Рис. 14. Диаграмма, построенная с использованием данных в несмежных столбцах.

    NB! Обращаю Ваше внимание на то, что до сих пор наши Диаграммы меняются синхронно с вносимыми в журнал изменениями.

    ¨ Проверьте это, внеся в свои журнальные данные изменения и переходя к графику.

    ¨ Чтобы зафиксировать диаграмму в том состоянии, в котором она находится в данный момент, отказавшись от дальнейшего ее обновления в соответствии с изменениями исходных данных, необходимо:

    q выделить диаграмму,

    q выделить ряд данных на диаграмме,

    q щелкнуть мышью в строке формул и нажать клавишу F 9,

    q повторить два предыдущих шага для всех рядов данных, представленных на диаграмме.

    ¨ В результате этих действий адреса ячеек в строке формул преобразуются в абсолютные числовые значения.

    3. Использование данных успеваемости за длительный период для подготовки заключений относительно тенденций изменения результатов на перспективу

    ¨ Работая с диаграммами Вы, наверняка, обратили внимание на команду Добавить линию тренда в выплывающем меню элемента Диаграмма или в контекстном меню при щелчке на ряде данных диаграммы. Эта команда предоставляет Вам возможность прогнозировать поведение выбранной величины на основании исходных данных.

    ¨ В случае, когда идет дело о принятии управленческих решений, наглядное представление таких данных поможет Вам его принять и быть при этом весьма убедительными, если дело потребует коллективного обсуждения этого решения.

    ¨ Предлагаю Вашему вниманию таблицу с данными по средней оценке успеваемости класса по предмету за несколько отчетных периодов.


    Рис.15. Таблица, в которую включены значения за прошедший период на основании данных журнала.

    ¨ Если мы хотим получить продолжение таблицы, используя возможности прогнозирования, то для того, чтобы сохранить после пересчета исходные данные, нужно скопировать их в следующий столбец, который и будем подвергать изменению.

    ¨
    После этого нужно выделить исходные данные и продолжить выделение ячеек на тот период, на который мы хотим построить прогноз.

    Рис. 16. Выделение диапазона ячеек для построения прогноза.

    ¨ Теперь в элементе меню Правка находим команду Заполнить è Прогрессия. В окне Прогрессия активизируем опцию Автоматическое определение шага, и результат не заставит себя ждать.

    ¨

    Можно пойти по другому пути. На основании экспериментальных данных таблицы мы построим диаграмму поведения оценки и уже в готовой диаграмме добавим линию тренда.


    Рис. 17. Окно линии тренда при выборе линейной линии тренда.

    ¨ При работе с закладкой данного окна Параметры необходимо указать диапазон, на который осуществляется прогноз. Здесь же Вы можете активизировать опцию показа уравнения на диаграмме и т. д.


    Рис. 18. Закладка Параметры окна Линия тренда.

    ¨ В результате у нас получится достаточно убедительный наглядный материал. Если на графике исследуемая величина имеет нужную тенденцию, значит, работа в данном направлении идет успешно. Если же полученная тенденция не совпадает с Вашими ожиданиями, то следует что-то менять в налаженном ритме работы.

    4. Практические задания к занятию

    Задание 1 .

    Ø Пользуясь полученными сведениями, постройте график текущей успеваемости учащихся.

    Ø График представьте на текущем листе, т. е. на листе журнала с таблицей успеваемости.

    Ø Измените, пользуясь «хэндлерами»,(активными точками на границе зоны выделения) размер области диаграммы так, чтобы графики для каждого ученика отчетливо читались.

    Задание 2 .

    Ø Проведите изменение шрифтов и их размеров в названии диаграммы и подписей осей.

    Ø Измените фон области диаграммы на фон другого цвета с градиентной заливкой.

    Ø Измените положение Легенды и ее фон.

    Ø Примените другие цвета для отображения графиков текущей успеваемости тех учеников, чьи данные на диаграмме изображены слишком бледными, по Вашему мнению, цветами, примененными Мастером диаграмм автоматически.

    Ø Измените тип и толщину используемых для построения линий графиков.

    Ø Попробуйте изменить вид и цвет маркеров на графиках.

    Ø Полученную диаграмму разместите на отдельном листе.

    Задание 3 .

    Ø Постройте диаграмму итоговых результатов обучения Ваших учеников.

    Ø Закрепите вид диаграммы, используя имеющуюся возможность преобразовать адреса ячеек в абсолютные значения.

    Ø Попробуйте построить диаграмму среза знаний в один из дней занятий, дата которого находится в середине периода обучения.

    Ø Попробуйте построить диаграммы, отображающие интенсивность опроса и распределение оценок на уроках.

    Ø Для большей наглядности воспользуйтесь возможностями изменения форматов объектов диаграмм.

    Ø Полученные диаграммы разместите на отдельных листах.

    Задание 4 .

    Ø Постройте прогноз поведения графика среза знаний на будущий период, воспользовавшись добавлением линии тренда.

    Ø Воспользуйтесь возможностью заполнения таблицы арифметической прогрессией с автоматическим выбором шага и на основании данных постройте график поведения прогнозируемой величины.

    Ø Ответьте на вопрос: есть ли разница в полученных диаграммах?

    5. Вопросы на понимание материала занятия

    1. Вид круговой диаграммы всегда привлекает внимание. Для графического представления каких данных подходит этот тип диаграммы?

    2. Для прогнозирования поведения каких величин можно использовать возможности тренда?

    Цель работы: Научиться представлять табличные данные в виде диаграмм и графиков различных типов.

    Порядок выполнения работы

    Годовой бюджет (см. рис.4.1.). Заполните данными первую строку таблицы (Продажа фруктов ) и рассчитайте значения остальных ячеек, вставив формулы в соответствии со следующими соотношениями:

    Торговые издержки – 30% от продажи фруктов;

    Затраты на маркетинг – 10% от продажи фруктов;

    Накладные расходы – 20% от продажи фруктов.

    Рассчитайте Общую сумму расходов (сумма по Торговым издержкам , Затратам на маркетинг и Накладным расходам ) и Чистую прибыль (разностьмежду Продажей фруктов и Общей суммой расходов ).

    2. Постройте несколько диаграмм для наглядного представления полученных данных.

    а) Диаграмма № 1: поквартальные расходы по трем категориям (торговые издержки, затраты на маркетинг, накладные расходы) в виде объемной гистограммы. Выделите диапазон данных А5:Е7 , вызовите Мастер диаграмм и укажите нужный тип гистограммы (см. рис.4.2.).

    Замечание : чтобы вывести названия кварталов в качестве меток оси Х следует на втором шаге построения диаграммы перейти на вкладку Ряд и в поле Подписи по Х вести ссылку на диапазон В3:Е3 .

    б) Диаграмма № 2: продажа фруктов по кварталам. Постройте плоскую гистограмму по диапазону А4:Е4 (чтобы на оси Х отображались названия кварталов следует выделить диапазон А3:Е4 ). Оформите построенную гистограмму как показано на рис.4.3.

    Замечание : изменить любой элемент диаграммы можно в диалоговом окне форматирования, вызвав его двойным щелчком мыши по заданному объекту.

    в) Диаграмма № 3: измените тип диаграммы №2 на круговую. Получив круговую диаграмму, следует вставить подписи данных, указав процент продаж в каждом квартале (см. рис.4.4.).

    г) Диаграмма № 4: скопируйте диаграмму №3 и преобразуйте в гистограмму. На диаграмме получить поквартальную продажу фруктов и чистую прибыль, для этого к данным диаграммы № 3 следует добавить новые данные: выделить ячейки А9:Е9 , выбрать ПравкаÞ Копировать; щелкнуть на одном из столбцов гистограммы, выбрать ПравкаÞ Специальная вставка.


    Рис. 4.2. Рис. 4.3.

    д) Диаграмма № 5: добавьте к Диаграмме № 4 легенду (подписи рядов данных). Для этого необходимо правой кнопкой мыши щелкнуть по области диаграммы, выбрать в контекстном меню Параметры диаграммы .

    е) Диаграмма № 6: измените Диаграмму № 5 так, чтобы данные по продаже фруктов отображались в виде гистограммы, а чистая прибыль – в виде графика (нестандартный тип диаграммы). Для этого следует изменить тип диаграммы, выбрав на вкладке Нестандартные тип График|гистограмма . Оформить полученную диаграмму как показано на рис.4.5.

    Рис. 4.5. Рис. 4.4.

    3. Постройте график поверхности z=x 2 -y 2 , где .

    а) Для построения графика поверхности необходимо сначала создать таблицу данных. Заполните строку 1 значениями переменной x : введите в ячейку В1 число -7,5 (левую границу диапазона), выделите ячейки В1:L1 и выберите ПравкаÞЗаполнитьÞПрогрессия, указав Шаг 1.5. Аналогично заполните ячейки А2:А12 значениями переменной у - начальное значение -5, Шаг 1. Введите формулу для вычисления z в первую ячейку таблицы: (B2)=B$1^2-$A2^2 , и продолжите ее на все ячейки с помощью маркера автозаполнения. До построения графика ячейку А1 следует оставить пустой.

    б) Выделите диапазон А1:L12 и постройте график поверхности с помощью Мастера диаграмм. В итоге должен получиться гиперболический параболоид.


    абораторная работа №5

    Тема : Использование таблицы в качестве базы данных

    Цель работы : Освоить методы ведения списков с помощью средств формы, сортировка, фильтрация.

    Порядок выполнения работы

    1. Подготовьте таблицу по образцу:

    Ведомость

    учёта работы транспорта в автохозяйстве за месяц

    № п/п Марка автомашины Номер Плановый пробег, км Фактический пробег, км Простой, дн
    ГАЗ-66 СР 12-37
    ЗИЛ-130 ТД 21-18
    ЗИЛ-130 СР 28-12
    УАЗ-3151 НФ 19-67
    ГАЗ-66 АЯ 18-16
    УАЗ-3962 НС 96-12
    УАЗ-3962 НС 84-17

    2. Последовательно выполните в созданной таблице сортировку записей:

    По фактическому пробегу в возрастающем порядке;

    По количеству дней простоя в убывающем порядке;

    По маркам автомобилей, а внутри каждой полученной группы по плановому пробегу.

    3. Восстановите первоначальный порядок записей в таблице.

    4. Между столбцами Фактический пробег, км и Простой, дн разместите поле Разность , в котором вычислите отклонение фактического пробега от планового.

    5. Создайте форму для таблицы (списка).

    6. Пролистывая записи с помощью формы найдите сведения об автомобиле с номером СР 28-12.

    7. Используя критерии отбора, с помощью формы последовательно определите (после вопросов приводятся правильные ответы):

    а) у каких автомобилей фактический пробег составил более 500 км:

    б) у какого из автомобилей ЗИЛ-130 простой составил менее 10 дней:

    7. Используя форму, добавьте в таблицу запись:

    8. Удалите введённую новую запись и закройте окно формы.

    9. Удалите из таблицы поле Разность, км .

    10. Применяя Автофильтр , последовательно определите (ниже вопроса приводится правильный результат работы):

    а) у каких автомобилей простой составляет от 5 до10 дней включительно:

    б) у какого автомобиля плановый пробег составляет 600 км, простой менее 15 дней, фактический пробег – более 500 км:

    в) у каких автомобилей фактический пробег составляет менее 500 км или более 1000 км, а простой – менее 15 дней:

    11. Применяя Расширенный фильтр и сохраняя критерии отбора выше таблицы, а результаты – ниже таблицы, (состав столбцов и приводимая в них информация должны соответствовать приведённым образцам) последовательно определите:

    а) у какого автомобиля планировался пробег 1000 км, фактический пробег составил более 500 км, простой – менее 6 дней:

    б) у каких автомобилей простой составляет 0, 7 или 14 дней:

    г) какие автомобили имеют фактический пробег более 1000 км или простой от 5 до 10 дней:

    12. Покажите результаты работы преподавателю.

    13. Переименуйте лист с результатами работы, назвав его Фильтрация.

    14. Завершите работу с MS Excel, сохранив результаты.

    ариант 1

    Создайте таблицу поступления товаров в магазин со следующими заголовками столбцов: Дата поступления, Наименование товара, Отдел, Количество, Цена, Стоимость товаров в партии . Заполнить таблицу данными для двух отделов (Одежда, Обувь) и трех дней поступления товаров (пальто, костюм, сапоги, туфли). Рассчитайте стоимость товаров.

    1. Выполните сортировку по отделам, а внутри каждого отдела по наименованию товара.

    2. Выберите сведения о костюмах, поступивших конкретного числа тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    Какие товары из отдела Одежда поступили одного числа или другого;

    Какие пальто имеют стоимость больше 3000 руб. В результирующую таблицу включить поля: Дата поступления, Наименование товара, Количество, Стоимость ;

    Какая обувь имеет цену больше средней по отделу.

    ариант 2

    Создайте таблицу успеваемости студентов 456 и 457 групп, содержащую следующие поля: Ф.И.О., № группы, Дата сдачи, Предмет, Балл . Заполните таблицу данными для четырех студентов, сдающих экзамены по двум предметам (Математика, Информатика).

    1. Выполните сортировку по № группы, а внутри каждой группы по возрастанию балла.

    2. Выберите сведения о студентах, сдавших Информатику с баллом больше 4.0 тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    4. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Какие студенты сдали математику и информатику с баллом больше 4,5. В результирующую таблицу включить поля: Ф.И.О., Предмет, Балл ;

    Какие студенты из группы 457 получили баллы меньше 3 или больше 4;

    Какие студенты получили балл на 20% меньше среднего по двум группам.

    ариант 3

    Создайте таблицу реализации печатной продукции, с заголовками столбцов: Дата реализации, Название, Тип издания (газета, журнал, календарь), Цена одного экземпляра, Количество, Сумма от реализации . Заполните данными десять строк таблицы для трех дней продаж. Рассчитайте сумму от реализации.

    1. Выполните сортировку по дате реализации, а внутри каждой даты по названию.

    2. Выберите сведения о журналах, проданных на сумму более 400 рублей тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    Какие журналы или календари имеют цену меньше 30 рублей;

    Какие издания были реализованы конкретного числа в количестве более 20 экземпляров. В результирующую таблицу включите поля: Дата, Название, Тип издания, Количество ;

    Какие типы изданий были проданы на сумму меньше средней по всем изданиям.

    ариант 4

    Создайте таблицу реализации дисков для изучения английского, немецкого и французского языков со следующими заголовками столбцов: Месяц продаж, Наименование диска (Английский язык и т.д.), Тип (разговорный, деловой), Цена одного диска, Кол-во проданных дисков, Сумма от реализации . Заполните таблицу данными о продажах за три месяца (не менее 10 строк). Рассчитайте сумму от реализации.

    1. Выполните сортировку по месяцу продаж, а внутри каждого месяца по количеству проданных дисков.

    2. Выберите сведения о дисках делового типа, проданных в конкретном месяце, в количестве более 200 тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Какие диски для изучения английского или немецкого языков разговорного типа были проданы в конкретном месяце;

    В каком месяце диски делового типа для изучения французского языка были проданы на сумму более 2000 рублей. В результирующую таблицу включить поля: Месяц, Наименование диска, Тип, Сумма от реализации ;

    Какие диски были проданы в количестве на 10% больше минимального количества.

    ариант 5

    Создайте таблицу поступления в магазин компьютерной продукции, содержащую следующие поля: Дата поступления, Наименование товара (системный блок, монитор, принтер), Фирма изготовитель, Цена, Количество, Стоимость товаров в партии . Заполните таблицу данными по двум дням работы магазина и двум фирмам изготовителям (не менее 10 строк). Рассчитайте стоимость товаров в партии.

    1. Выполните сортировку по фирме изготовителю, а внутри каждой фирмы по наименованию товара.

    2. Выберите сведения о фирмах, у которых цена монитора меньше 10000 рублей тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Какие товары поступили конкретного числа в количестве более 20 штук. В результирующую таблицу включить поля: Дата, Наименование товара, Количество ;

    Какие фирмы поставили мониторы или принтеры на общую стоимость меньше 80000 рублей;

    Системные блоки какой фирмы имеют цену меньше средней цены системных блоков.

    ариант 6

    Создайте таблицу начисления заработной платы сотрудникам за последние три месяца работы, используя следующие заголовки столбцов: (бухгалтерия, канцелярия), Месяц, Оклад . Заполните таблицу данными для четырех сотрудников.

    1. Выполните сортировку по отделу, а внутри отдела по Ф.И.О.

    2. Выберите сведения о сотрудниках, которые были зачислены с окладом 5000 рублей в январе тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Сотрудники каких отделов имеют оклады более 10000 рублей или менее 3000 рублей;

    Какого числа в бухгалтерию была зачислена Петрова Ольга Ивановна. В результирующую таблицу включить поля: Ф.И.О., Дата зачисления, Отдел ;

    Какие сотрудники из канцелярии имеют оклад на 10% больше среднего оклада по всем отделам.

    ариант 7

    Создайте таблицу отгрузки нефтепродуктов со следующими полями: Дата отгрузки, Покупатель, Наименование товара (нефть, мазут, и т.д.), Количество (т.) , Цена, Стоимость отгруженного товара . Заполните таблицу данными для трех покупателей (Завод 1, Завод 2, Завод 3) и двух дней работы. Рассчитайте стоимость отгруженного товара.

    1. Выполните сортировку по покупателю, а внутри покупателя по наименованию товара.

    2. Выберите сведения о товарах, которые были отгружены для Завода 1 конкретного числа тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты, определите:

    Сведения о нефти или мазуте, которые были отгружены на Завод 3 в количестве более 5 тонн. В результирующую таблицу включите поля: Покупатель, Наименование товара, Количество ;

    Какого числа нефть была отгружена стоимостью больше 100000 рублей;

    Какие покупатели получили нефть в количестве, меньше среднего количества отгруженной нефти всем покупателям.

    ариант 8

    Создайте таблицу реализации продукции мебельной фабрики со следующими полями: Месяц, Наименование товара, Тип (кухня, спальня, детская), Цена гарнитура, Количество (шт.), Сумма от реализации . Заполните таблицу данными для двух месяцев продаж, используя 2-3 наименования товара по каждому типу мебели (например, спальни «Престиж» и «Ирина»). Рассчитайте сумму от реализации.

    1. Выполните сортировку по типу товара, а внутри каждого типа по цене.

    2. Выберите сведения о кухнях, которые были реализованы в конкретном месяце тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты, определите:

    Сведения о спальнях, по цене больше 50000 рублей или меньше 25000 рублей;

    Какой товар был реализован в конкретном месяце на сумму больше 20000 рублей. В результирующую таблицу включить поля: Месяц, Наименование товара, Тип, Сумма от реализации ;

    Какие товары были реализованы в количестве на 20% больше среднего по всем товарам.

    ариант 9

    Создайте таблицу заказов авиабилетов туристическими агентствами, используя следующие поля: Дата вылета, Страна прибытия (Турция, Испания, Египет), Название тур. агентства, Цена билета, Количество билетов, Стоимость заказа . Заполните таблицу данными для двух тур. агентств и трех дат вылета.

    1. Выполните сортировку по названию тур.агенства, а внутри каждого агентства по стране.

    2. Выберите сведения о странах, в которые были реализованы билеты в количестве больше 100 в конкретном месяце тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Сведения об агентствах, которые заказали билеты в Испанию на сумму больше 100000 рублей;

    В какие из стран Турцию или Испанию конкретное агентство заказало билеты в количестве меньше 100 штук. В результирующую таблицу включить поля: Страна, Название агентства, Цена, Количество ;

    В какую страну количество заказанных билетов меньше среднего количества билетов по всем странам.

    ариант 10

    Создайте таблицу сдачи вступительных экзаменов абитуриентами на различные факультеты. Один и тот же абитуриент может сдавать экзамены на различные факультеты. Используйте следующие заголовки полей: Дата сдачи, Фамилия абитуриента, Факультет, Название экзамена, Оценка . Заполните таблицу данными для 6 абитуриентов и экзаменов по математике, химии, русскому языку.

    1. Выполните сортировку по факультету, а внутри факультета по фамилии абитуриента.

    2. Выберите сведения об абитуриентах, которые сдавали экзамены конкретного числа по русскому языку тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Какие абитуриенты сдавали экзамены по математике и русскому языку на конкретный факультет. В результирующую таблицу включить поля: Фамилия, Факультет, Название экзамена ;

    Какие абитуриенты по экзаменам получили оценки 4 или 5;

    На какие факультеты оценки студентов по математике оказались меньше средней оценки по всем предметам.


    абораторная работа №6

    Тема: Подведение итогов и создание сводных таблиц

    Цель работы : Освоить использование инструментов Промежуточные итоги и Сводные таблицы для обобщения и анализа данных.

    Порядок выполнения работы

    1. В новой рабочей книге создайте таблицу, аналогичную приведенной ниже, и заполните ее данными. В поле Сумма реализации вставьте расчетную формулу.

    Дата продажи Название книги Автор Тип издания Цена одного экз. Кол-во продан. книг Сумма реализации
    31.03.2006 Сага о Фарсайтах Дж.Голсуорси худ. 150р. 300р.
    31.03.2006 Сумма технологий С. Лем науч. 78р. 390р.
    31.03.2006 Финансы предприятий А.Д.Шеремет учебн. 56р. 840р.
    03.04.2006 Пикник на обочине А.СтругацкийБ.Стругацкий худ. 89р. 356р.
    03.04.2006 Финансы предприятий А.Д.Шеремет учебн. 56р. 392р.
    03.04.2006 Сумма технологий С. Лем науч. 78р. 78р.
    03.04.2006 Сага о Фарсайтах Дж.Голсуорси худ. 150р. 750р.


    Определите итоговую сумму реализации книг по каждому типу изданий и в целом по магазину, используя команду ДанныеÞИтоги (предварительно убедитесь, что таблица отсортирована по полю Тип издания ).

    3. Нажимая кнопки группировки слева от таблицы, последовательно установите отображение:

    ¾ только общих итогов для всего магазина;

    ¾ только итогов по типам книг и всему магазину.

    4. Покажите результаты Вашей работы преподавателю и отмените вычисление итоговых значений.

    5. Определите общее количество книг, проданных в течение дня и среднюю сумму продаж по каждой дате. Для вставки нескольких итоговых функций используйте повторный вызов команды ДанныеÞИтоги, отключив при этом опцию Заменить текущие итоги .

    Дата продажи Название книги Автор Тип издания Цена одного экз. Кол-во продан.книг Сумма реализации
    31.03.2006 Сага о Фарсайтах Дж.Голсуорси худ. 150р. 300р.
    31.03.2006 Финансы предприятий А.Д. Шеремет учебн. 56р. 840р.
    31.03.2006 Сумма технологий С. Лем науч. 78р. 390р.
    31.03.2006 Итог
    31.03.2006 Среднее 510р.
    03.04.2006 Пикник на обочине А.Стругацкий, Б.Стругацкий худ. 89р. 356р.
    03.04.2006 Сага о Фарсайтах Дж.Голсуорси худ. 150р. 750р.
    03.04.2006 Финансы предприятий А.Д. Шеремет учебн. 56р. 392р.
    03.04.2006 Сумма технологий С. Лем науч. 78р. 78р.
    03.04.2006 Итог
    03.04.2006 Среднее 394р.
    Общий итог
    Общее среднее 444р.

    6. Скопируйте Лист1 на Лист2 и переименуйте последний, назвав его Сводные таблицы . Отмените на скопированном листе вычисление итоговых значений.

    7. Создайте сводную таблицу с данными о суммарной стоимости проданных книг различных типов и в целом по магазину. Измените надпись и формат поля заголовков, как это сделано в приведенной ниже таблице. Установите для отображения данных в сводной таблице денежный формат.

    8. Измените представление данных в созданной Вами сводной таблице, поменяв местами строки и столбцы.

    9. Измените количество книг, проданных 1.03.2006 на 300 и обновите информацию в сводной таблице. Проанализируйте, какие изменения произошли.

    10. Восстановите прежнее количество книг, проданных 1.03.2006, и вновь обновите информацию в сводной таблице.

    11. Измените представление данных в сводной таблице, переместив поле Название книги в область строк. Добавьте в область строк из списка полей сводной таблицы поле Дата продажи .

    Сумма реализации
    Тип издания Название книги Дата продажи Итог
    худ. Сага о Фарсайтах 03.04.2006 750р.
    31.03.2006 300р.
    Сага о Фарсайтах Итог 1 050р.
    Пикник на обочине 03.04.2006 356р.
    Пикник на обочине Итог 356р.
    худ. Итог 1 406р.
    науч. Сумма технологий 03.04.2006 78р.
    31.03.2006 390р.
    Сумма технологий Итог 468р.
    науч. Итог 468р.
    учебн. Финансы предприятий 03.04.2006 392р.
    31.03.2006 840р.
    Финансы предприятий Итог 1 232р.
    учебн. Итог 1 232р.
    Общий итог 3 106р.

    12. Уберите отображение промежуточных итогов, последовательно выбирая команду Скрыть детали для полей Название книги и Тип издания .

    13. Восстановите прежний вид сводной таблицы с отображением промежуточных итогов.

    14. Отобразите продажи книг по месяцам, применив инструмент группировки к полю Дата продажи .

    Сумма реалзизации
    Тип издания Название книги Дата продажи Итог
    худ. Сага о Фарсайтах мар 300р.
    апр 750р.
    Сага о Фарсайтах Итог 1 050р.
    Пикник на обочине апр 356р.
    Пикник на обочине Итог 356р.
    худ. Итог 1 406р.
    науч. Сумма технологий мар 390р.
    апр 78р.
    Сумма технологий Итог 468р.
    науч. Итог 468р.
    учебн. Финансы предприятий мар 840р.
    апр 392р.
    Финансы предприятий Итог 1 232р.
    учебн. Итог 1 232р.
    Общий итог 3 106р.

    15. Покажите результаты Вашей работы преподавателю и отмените группировку. Удалите из сводной таблицы поле Дата продажи.

    16. Измените итоговую функцию сводной таблицы, получив среднее количество проданных книг. Установите новый формат представления данных, убрав денежный формат и округлив до целого.

    17. Измените итоговую функцию для вычисления общего количества проданных книг.

    18. Измените таблицу результатов, переместив поле Тип издания в область страниц. Выберите отображение данных только по учебной литературе.

    19. Покажите результаты Вашей работы преподавателю и сохраните созданную Вами рабочую книгу.

    Задания для самостоятельной работы

    ариант 1

    1. Определите итоговые количество и стоимость товаров, поступивших в магазин и его отделы.

    2. Измените отображение данных, оставив только итоги по отделам и магазину в целом. Восстановите прежний вид таблицы.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции суммарную стоимость товаров, поступивших в магазин и его отделы. Отобразите в таблице списки товаров для каждого отдела, и даты продаж.

    6. Примените группировку для двух дат поступления товара.

    Отдел в область страниц. Выберите отображение данных только по отделу Обувь .

    ариант 2

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. С помощью вставки итоговой функции определите для каждой даты количество студентов, сдающих экзамен.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общий балл. Отобразите в таблице списки студентов, обучающихся в каждой группе и названия предметов.

    6. Примените инструмент группировки для двух групп.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите средний балл по группам.

    8. Измените номер группы одного из студентов в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля № группы в область страниц. Выберите отображение данных только по группе 457.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 3

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите итоговые количество и стоимость проданной печатной продукции по каждому типу издания и в целом по магазину.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите количество типов изданий, проданных в течение дня, и среднюю выручку по каждому дню продаж.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общую сумму реализации печатной продукции. Отобразите в таблице списки названий для каждого типа издания, и даты продаж.

    6. Примените группировку для двух типов печатной продукции.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднее количество проданных экземпляров.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Дата реализации в область страниц. Выберите отображение данных только по одной дате.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 4

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите итоговые количество и стоимость проданных дисков каждого типа и в целом по магазину.

    2. Измените отображение данных, оставив только итоги по каждому типу издания, а затем только общие итого по магазину. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите сколько различных наименований дисков было продано в каждом месяце и среднюю выручку по каждому месяцу продаж.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общую сумму от реализации дисков. Отобразите в таблице списки названий дисков для каждого типа и даты продаж.

    6. Примените группировку для двух типов дисков.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднее количество проданных дисков.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Наименование диска в область страниц. Выберите отображение данных только по английскому языку.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 5

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите итоговые количество и стоимость товаров по каждой фирме – изготовителю и в целом по магазину.

    2. Измените отображение данных, оставив только общие и промежуточные итоги. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите количество партий товаров, поступивших в течение дня, и среднюю стоимость товаров в партии.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции суммарную стоимость товаров, поступивших в магазин. Отобразите в таблице списки наименований товаров для каждой фирмы производителя, и даты поступления.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднюю стоимость товаров в каждой партии.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Наименование товара в область страниц. Выберите отображение данных только по поступлениям принтеров.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 6

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите общую сумму выплат по каждому месяцу и в целом за квартал.

    2. Измените отображение данных, оставив только общие и промежуточные итоги. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Вставьте итоговые функции для определения количества сотрудников и среднюю зарплату по каждому отделу.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общие выплаты работникам (сумму по полю Оклад ). Отобразите в таблице списки сотрудников по каждому отделу, и наименования месяцев начисления зарплаты.

    6. Примените группировку для двух месяцев работы.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднюю зарплату каждого сотрудника.

    8. Измените одно из значений поля Оклад в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Отдел в область страниц. Выберите отображение данных только по канцелярии.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 7

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите итоговые количество и стоимость отгруженного товара по каждому покупателю и по нефтебазе в целом.

    2. Измените отображение данных, оставив только общие итоги по покупателям и нефтебазе в целом. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите количество партий товара, отгруженного в течение каждого дня, и среднюю стоимость товаров в партии.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции суммарную стоимость нефтепродуктов, отгруженных с базы. Отобразите в таблице для каждого покупателя списки наименований товаров и даты отгрузок.

    6. Примените группировку для двух наименований товаров.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднюю стоимость товара в каждой отгрузке.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Наименование товара в область страниц. Выберите отображение данных только по отгрузке нефти.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 8

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите общее количество и стоимость проданных гарнитуров по каждому типу мебели и в целом по магазину.

    2. Измените отображение данных, оставив только итоги по каждому типу мебели и общие итого по магазину. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите, сколько различных наименований товара было продано в течение дня и среднюю выручку по каждому дню продаж.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общую сумму от реализации мебельной продукции. Отобразите в таблице списки названий товаров для каждого типа мебели, и даты продаж.

    6. Примените группировку для двух типов мебели.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднее количество проданных гарнитуров каждого типа.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Тип в область страниц. Выберите отображение данных только по кухонным гарнитурам.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 9

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите общее количество и стоимость заказанных билетов по каждому тур.агентству.

    2. Измените отображение данных, оставив только общие и промежуточные итоги. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите, сколько различных стран прибытия фигурируют в заказах в течение дня, а для каждой даты - среднюю стоимость заказов.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общую стоимость заказанных билетов. Отобразите в таблице данные по каждому туристическому агентству со списками стран прибытия и дат вылета.

    6. Примените группировку для двух дат вылета.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднее количество заказанных билетов.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Страна прибытия в область страниц. Выберите отображение данных только по Египту.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 10

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. С помощью вставки итоговой функции определите для каждого факультета количество студентов, сдающих экзамен.

    2. Измените отображение данных, оставив только общие итоги по факультетам и по институту в целом. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определить средний балл и количество студентов, сдающих экзамен по каждому предмету.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общий балл. Отобразите в таблице данные по каждому факультету: названия экзаменов и списки абитуриентов.

    6. Примените инструмент группировки для двух факультетов.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите средний балл по предметам.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените отображение данных в сводной таблице, вынося значение поля Факультет в область страниц. Выберите отображение данных только по одному факультету.

    10.Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.


    абораторная работа №7

    ема: Консолидация данных.

    Цель работы : Научиться приемам автоматического агрегирования (объединения) данных, расположенных в отдельных таблицах-источниках.

    Порядок выполнения работы

    1. В новой рабочей книге создайте таблицу Начисление заработной платы за январь месяц (см. рис.7.1.). Заполните данными столбцы Фамилия и Зар.плата и рассчитайте значения остальных ячеек, вставив формулы в соответствии со следующими соотношениями:

    Подоходный налог = 0,12* 3ар.плата

    Пенсионный фонд = 0,01* Зар.плата

    Сумма к выдаче = Зар.плата – Подоход.налог – Пенсион.фонд

    В конце таблицы вставьте итоговую функцию (строка Итого ).

    2. Скопируйте созданную на Листе1 таблицу на Лист2 и Лист3, изменив названия месяцев в заголовках таблиц (за февраль , за март ), соответственно, и числа в столбце Зарплата . Переименуйте листы рабочей книги в Январь , Февраль и Март, соответственно.

    3. Вставьте новый лист и назовите его Консол_расположение. Введите заголовок в ячейку А1: Ведомость начисления зар.платы за I квартал.

    4. Создайте таблицу начисления зар.платы за I квартал, объединив данные за три месяца. Для этого:

    Ссылка Январь, Февраль, Март, выделяйте блоки ячеек-источников A2:Е7 и нажимайте кнопку Добавить ;

    § чтобы в новой таблице отображались заголовки полей, установите флажки подписи верхней строки , значения левого столбца;

    § нажмите кнопку ОК.

    5. Вставьте новый лист и назовите его Консол_категор. Введите заголовок в ячейку А1: Ведомость начисления зар.платы за I квартал.

    6. Внесите изменения в таблицу на листе Январь : перед столбцом Выдано на руки вставьте столбец Премия и заполните его данными; измените расчетную формулу в столбце Выдано на руки , добавив к общей сумме величину премии.

    7. Внесите изменения в таблицы на листах Март, Февраль : добавьте строку с фамилией нового сотрудника (Пригожин) и с соответствующими числами.

    8. Перейдите на лист Консол_категор. и создайте таблицу начисления зар.платы за I квартал, объединив данные за три месяца. Для этого:

    § выделите ячейку А2 и выполните команду ДанныеÞКонсолидация;

    § выберите функцию для объединения данных (Сумма);

    § сформируйте список диапазонов консолидации: установите курсор в окне Ссылка и, переходя последовательно к листам Январь, Февраль, Март, выделяйте блоки ячеек-источников и нажимайте кнопку Добавить ;

    § установите флажки подписи верхней строки , значения левого столбца;

    § чтобы изменения в исходных таблицах отражались в сведенной (консолидируемой) таблице, установите флажок напротив опции Создавать связи с исходными данными ; нажмите кнопку ОК .

    9. Внесите изменения в исходные таблицы-источники (измените величину зар.платы для нескольких сотрудников); посмотрите, отразились ли эти изменения на листе Консол_категор.

    10. Вставьте новый лист в рабочую книгу и создайте на нем сводную таблицу начисления зарплаты за I квартал, состоящую из двух столбцов: Фамилия и Выдано на руки . Для этого:

    § введите заголовок таблицы в ячейку А1;

    § введите заголовки полей будущей таблицы Фамилия и Выдано на руки в ячейки А2 и В2, соответственно;

    § выделите ячейки А2:В2 и выполните консолидацию данных по категориям, аналогично п.8.

    11. Сохраните рабочую книгу под именем Консолидация.xls и покажите результаты своей работы преподавателю.


    Похожая информация.


    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то