Вашингтонская конференция. Вашингтонская конференция (1921—1922) Резлуьтаты договоренности вашингтонской конференции

Через некоторое время по окончанию I мировой войны страны-победительницы установили новую систему мира. Главным документом системы является Версальский мирный договор, заключенный в Версале в июне 1919 года с одной стороны Германией, с другой – странами-победительницами. Его основной частью стал статус Лиги Наций.

Версальская конференция началась 18 января 1919 года. Каждая из стран-победительниц на конференции преследовала свои интересы, отношение наций друг к другу были недоверчивые, им нужно было пройти вместе трудный путь. Всего участниками стали делегации из 27 стран. Но все самые важные вопросы были вынесены на совещание «Совета десяти». Здесь присутствовали представители 5-ти стран: Франции, Японии, Англии, США и Италии. Самые жесткие требования выдвигала делегация из Франции - ослабление и расчленение Германии.

После достижения Версальского мирного договора были объявлены некоторые условия мира:

  • Германия теряет значительную часть своих территорий, которые отходят Франции;
  • Германия теряет все свои колонии;
  • Армия Германии должна сократиться до ста тысяч человек, кроме того необходимо распустить ее генеральный штаб, авиацию и военную флотилию;
  • Германия должна выплатить странам-победителям репарации.

На основании этого мирного договора и строилась вся эта система. Но это не стало гарантией стабилизации отношений. В ряде европейских стран продолжали идти гражданские внутренние войны. Тогда США предложили провести еще одну конференцию для урегулирования конфликтов в Вашингтоне.

В 1921 году США заключили свое соглашение без упоминании о Лиге Наций. Правительство Америки выдвинуло «14 пунктов» мира, СССР же предоставил “Декрет о мире”. Несмотря на то, что договор, подписанный США должен был сплотить мировую общественность, из-за него возникла масса разногласий, в последствии породивших новую войну.

Договоры и итоги Версальской системы во время Вашингтонской конференции

Всего странами-участницами Вашингтонской конференции было подписано три соглашения:

  • «Договор четырех». Подписали в декабре 1921 года. Участниками договора стали: Франция, Англия, Япония и США. Договор предполагает неприкосновенность владений стран-участниц в Тихом океане.
  • «Договор пяти». Подписали в феврале 1922 года. Договор предполагал использование ограниченного числа морских вооружений стран.
  • «Договор девяти». В международные отношения был введен принцип «открытых дверей». В основном договор был направлен на проблемы Китая.

Окончание Вашингтонской конференции считается началом новой модели отношений между странами. Итогом Версальской системы стало возникновение новых центров силы внутри государств, которые смогли наладить международные взаимоотношения. Была снята послевоенная напряженность в отношениях между великими державами.

Принципы Версальской системы мира

  • Путем создания Лиги Наций была обеспечена безопасность европейских стран. До этого времени уже были попытки создания такого органа, но в послевоенное время он получил юридическое подтверждение. Теперь европейские страны стали объединяться для защиты общих интересов и сохранения мира.
  • Одним из принципов Версальской системы мира стало строгое соблюдение норм международного права.
  • Германия лишилась всех своих колоний. Франция и Англия так же могут лишиться своих колоний. Полностью был подавлен империализм и колониализм в Европе.
  • Было подписано соглашение о соблюдение принципе демилитаризма: государству нужно столько оружия, сколько необходимо для защиты территории.
  • На смену принципа единоличности приходит принцип коллегиальности: все международные вопросы должны решаться совместно европейскими государствами.

Причины развала и кризисы Версальско-Вашингтонской системы

Среди основных причин развала Версальской системы можно назвать:

  • Cистема охватывала далеко не все мировые державы. В первую очередь в нее не входили гаранты США и СССР. Без этих двух стран невозможно было обеспечить стабильность в Европе. В Европе была установлена такая система, при которой на континенте не должно быть стран с большими возможностями, чем у остальных.
  • Одной из главных слабостью Версальской системы считается неразвитая схема экономического международного взаимодействия. Новая система полностью рвала экономические связи между Восточной и Центральной Европой. Отсутствовал один единый экономический рынок, вместо него было десятки обособленных рынков. Возник экономический раскол в Европе, преодолеть который экономически развитые страны так и не смогли.

Проверьте свои знания

Когда был заключен Версальский мирный договор?

Correct! Wrong!

В конгресс-холле Constitution Hall, в Вашингтоне . В работе конференции приняли участие США , Великобритания , Китай , Япония , Франция , Италия , Бельгия , Нидерланды и Португалия , а также пять британских доминионов , хотя основные вопросы решались тройкой сильнейших морских держав США - Британская Империя - Япония. Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своём непризнании любых решений конференции.

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не получившее приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения её от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики , но она не была допущена на конференцию.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Версальско-Вашингтонская система

    ✪ Парижская мирная конференция и Версальский договор

    ✪ Аравия после Первой мировой войны

    Субтитры

Характеристика условий

Ко времени проведения конференции английское правительство имело долг перед США - 4,5 млрд долл., Франция - 3,5 млрд долл, Италия - 1,8 млрд долл.

Основные договоры

Договор четырёх держав от 13 декабря 1921 года , который стал известен как «Четверной тихоокеанский трактат» или «Дальневосточная Антанта». Договор имел целью объединить силы союзников против национально-освободительного движения народов бассейна Тихого океана и Дальнего Востока. Согласно этому договору подписанты обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане. Договор предусматривал также (под давлением американской дипломатии) ликвидацию англо-японского союза 1902 года , направленного в тот период против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), которые опасались усиления Японии за счет Китая и других стран Дальнего Востока. Таким образом, соглашение юридически закрепляло статус-кво и временное равновесие четырёх держав в Тихоокеанском регионе.

Договор пяти держав , более известный как Вашингтонское морское соглашение 1922 года . Договор между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией об ограничении морских вооружений. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Было также принято предложение США о запрещении постройки линкоров водоизмещением свыше 35 тыс. т. Соглашение было заключено на срок до 31 декабря 1936 года.

Договор девяти держав от 6 февраля 1922 года , подписанный всеми участниками конференции. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета , а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств-участников договора. Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Ещё раньше, 5 февраля 1922 года, Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун , а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао - Цзинань и территории Цзяо-Чжоу . Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «двадцати одного требования» Японии о назначении японских советников при китайском правительстве и др. Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 года был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, где закреплялись таможенные неравноправия Китая.

Крупная кровопролитная война первой половины двадцатого века не зря уже давно получила название мировой. Масштабы напряженных военных бедствий, количество вооруженных сил, погибших и искалеченных - все поражало своим размахом. Одни только убитые измерялись миллионами человек. И победители, и побежденные истратили огромный объем материальных ресурсов и подорвали свои финансовые системы (кроме США, но это скорее исключение, чем правило).

Однако после нескольких лет смертоубийства в 1918 году Первая мировая война закончилась. И торжествующие победители получили свой бонус - после столь дорогостоящей (во всех пониманиях) победы, только они могли вершить будущее миропорядка. Решения Версальской конференции стали первым кирпичиком в базис нового мирового устройства. Подробнее об этом историческом событии ниже.

конференция

Дата Версальской конференции оказалась недалеко от окончания ожесточенной войны. Сначала в январе 1919 г. в Париже начала работать международная конференция, собранная странами-победительницами для формирования и подписания мирных соглашений с проигравшими сторонами. Мероприятие проходило (с некоторыми перерывами) до конца января 1920 г. Кроме главных участников в конференции участвовали почти все существовавшие в это время страны, находившиеся на стороне Антанты.

Проигравшие страны были привлечены в работу конференции после согласования мирных договоров. Советская Россия на конференцию приглашена не была. Лидирующую роль занимали Великобритания, Франция и США.

Затем были и другие международные форумы. В рамках Парижской конференции прошло несколько дипломатических встреч, среди которых особенно выделяется Версальская конференция. Из-за этого два мероприятия объединяют и нередко именуют просто - Парижская (Версальская) конференция. Событие и правда оказалось значимым.

Задачи и возможности

Для полного оглашения результатов прошедшей войны начала работать Версальская конференция 1919 г. Ее итоги поражают своей глобальностью:

  1. Была изменена прежняя мировая политическая карта. Рухнули самые сильные монархии.
  2. Создана довольно прочная, хотя и недолговечная (как выяснилось позже) система всемирной договоренности.
  3. Определились государства - новые лидеры послевоенного миропорядка, ставшие его недолговечными гарантами.

Однако не все сложилось так понятно и однозначно. В ходе постепенного политического мирного урегулирования определились большие противоречия не только вокруг побежденных, но и среди торжествующих победителей. В частности, США и некоторые европейские державы были обеспокоены укреплением положения внешне нейтральной Японии на территории Дальнего Востока, где в годы войны у нее не оказалось сильных соперников. Страна постепенно наращивала свои вооруженные и экономические силы.

В ходе формальных дипломатических переговоров в первые послевоенные годы японцам удалось сохранить за собой захваченные территории в Китае и на морских просторах этого региона. Но в то же время победившие США все чаще чувствовали себя «хозяевами» на всемирном манеже и особенно на Тихом океане. Ведь они были могущественными еще до войны, захватив ведущее место в мире. В годы военного противостояния Соединенные Штаты понесли сравнительно небольшие человеческие и экономические потери, а вот совокупный долг европейских государств американцам вырос до двух десятков млрд. долларов. Понятно было, что США будут стремиться получить не только экономическую, но и политическую прибыль из подобной ситуации. Из-за всего этого условия Версальской конференции оказались весьма противоречивыми и неоднозначными. Конечно, это сказалось на ее результатах даже в ближайшее после мероприятия время.

Участники

На Парижской (Версальской) мирной конференции было большое количество стран в соответствии с количеством сражающихся. Дипломатические переговоры, формально окончившие военные действия, привлекли несколько групп переговорщиков:

  • главные участники войны - победители;
  • проигравшие государства;
  • нейтральные сильные государства (вроде Японии);
  • новообразованные европейские государства;
  • второстепенные государства Латинской Америки, Азии и Африки.

Среди бывших и текущих государств Антанты не оказалось только нашей страны. Почему Россия не участвовала в Версальской конференции? Советская Россия отказалась от участия в конференции, хотя и была на нее формально приглашена.

Условия США

Развитие послевоенного мира, несмотря на большое количество участников Версальской конференции, во многом зависело от позиции США, которая базировалась на Это была радикальная и не совсем реалистичная программа переустройства мира, не принятая многими политическими силами даже в США. Ее сущность:

  • открытость миропорядка, в том числе открытость договоров, судоходства, торговли;
  • решение колониального вопроса между государствами с учетом прав населения;
  • решение российского вопроса с учетом интересов самой России;
  • решение территориальных вопросов в Европе с учетом интересов стран (Франция, Бельгия);
  • расширение Италии предполагалось решить с учетом национального вопроса;
  • создание новых европейских государств;
  • создание международной организации (Лига Наций).

Эта программа, достаточно утопичная и не учитывающая интересов многих стран, хотя и оказала серьезное влияния на решения Версальской конференции, была воплощена только частично. Реализовано только 4 пункта Вильсона.

Результаты Версальского мирного договора

Итоги Версальской конференции были весьма велики для мира. Дипломатические переговоры завершились рядом договоренностей, которые можно разделить на несколько групп:

  • Германия потеряла часть своих территорий в Европе;
  • страна лишилась всех своих существующих колоний в Африке и Азии;
  • признавала независимость территорий, бывших в составе Российской Империи к началу войны, отменяла все соглашения, заключенные с советским государством, признавала все страны, созданные на той или иной части России;
  • признавала все новые государства;
  • у Германии резко сокращалась армия, она выплачивала репарации победителям.

Разработанный на Парижской мирной конференции Версальский мирный договор одновременно и завершил прошедшую войну и открыл новую эпоху в международных отношениях. Но новый мир продержался недолго.

Лига Наций

Фактическим последствием Версальской международной конференции стало появление новой международной организации. Проблемы сфер влияния и количества членов новой международной организации привели к серьезным дискуссиям на конференции. Предварительно Лига Наций образовывалась с задачами защиты мира и недопущения новой войны на базе формирования международного сотрудничества.

Однако в ходе работы конференции стало ясно, что есть несколько достаточно противоречивых проблем создания и функционирования Лиги Наций.

Проект новой международной организации от Франции носил явный антигерманский характер и учитывал содержание документов Версальской мирной конференции. При этом сама Германия не имела права числиться в этой структуре. При Лиге предусматривалось создание международных войск и генерального штаба.

То есть Франция выступала за создание реальных структур, которые сумели бы обеспечить реализацию решений Лиги Наций. Однако подобный проект не привлекал ведущих союзников страны - ни Англию, ни США - их проекты были более умеренными.

Английский проект имел только некоторую схему арбитража в сфере взаимодействия больших государств, которые соединялись в союз. Его задачей становится предупреждение неожиданного нападения одного из членов объединения на другого. Англичане считали, что это даст возможность сберечь их немалые колониальные владения.

Американский проект увеличивал число членов в Лиге за счет более мелких государств. Начинал работать принцип обязательств территориального единства и политической суверенности любого члена организации. Однако возможность изменения имеющихся государственных формирований и их границ разрешалась, при условии, что 75% членов Лиги увидят их не отвечающими текущим национальным обстоятельствам и принципам суверенности наций.

В результате этот документ был соглашением между США и Англией и отражал их интересы и понимание развития мира. Главными задачами Лиги Наций становились противоборство войне и сохранение текущего миропорядка.

Устав

Лига Нации явно создавалась с учетом текущей международной обстановки и решений Версальской конференции. Первая статья документа устанавливала членство в ней. В Лиге было три вида стран:

  • государства-учредители, утвердившие Устав как часть мирного соглашения об окончании войны, это были участвовавшие войне страны;
  • государства, не принимавшие участия в войне (тринадцать государств Европы, Латинской Америки и Персия);
  • остальные страны, принимаемые в Лигу наций путем общего голосования.

Органы Лиги

Ведущими органами организации были Ассамблея - общее собрание, Совет - текущий исполнительный орган и постоянный Секретариат.

Первая структура собиралась один раз в текущий год и могла подвергать анализу все вопросы, относящиеся к текущему положению и следованию договорам.

Второй орган Лиги состоял из неизменных представителей пяти ведущих держав и четырех переменных. Совет обязан заседать один раза в год и изучить большой перечень вопросов, входивших в сферу работу Лиги.

Секретариат, подчиняясь регламентации, находился в Женеве. Он состоял из нескольких сотрудников и вел текущую работу Лиги Наций.

Вашингтонский саммит 1921-1922 гг.

Руководители азиатских и европейских стран, имеющих в акватории Тихого океана, решали целый ряд вопросов, накопившихся за бурные годы второй половины 10-х гг. ХХ в.

Конференция проходила с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в Вашингтоне. Проигравшая в войне Германия и Советская Россия на конференцию не приглашались. Но представители этих стран вели неформальные переговоры по интересующих их вопросам.

На конференции был подписан ряд важных юридических соглашений.

Один из главных договоров заключался в соглашении о сохранении колониальных владений в свете происходящих изменений. Были отменены прежние договора и подписаны новые, свидетельствующие о росте влияния США, Японии и отчасти Китая.

Другим договором, определившим обстановку в мире последующие годы, стало соглашение о сдерживании морских вооружений. Оно определило перечень государств, имеющих право приоритетного развития ВМС, их удельный вес в этом процессе и предельные размеры военных судов. Одновременно было запрещено строить большие объемы военных судов и укрепленных приморских строений.

Конференция в столице США продолжила и во многом модифицировала договоренности Версальской конференции.

Неустойчивость системы

Международные соглашения, принятые за несколько послевоенных лет, зафиксировали создавшееся положение, отметили пути и масштабы дальнейшего развития и, в конечном итоге, стабилизировали на какое-то время международную обстановку. Однако это принесло только временную стабилизацию, поскольку система получилась неустойчивой и неэффективной. Причин таких последствий несколько:

  1. Версальская мирная конференция охватила только часть государств, особенно негативно сказалось отсутствие СССР и США - это две большие страны, без них сохранение положения в Европе было невозможным.
  2. Сама система находилась в неустойчивом положении. Противоречия между Англией и Францией, приниженное положение Германии, новые государства, не вписывающиеся в прежнюю структуру - все это должно было рано или поздно сказаться.
  3. Серьезным недостатком системы был зафиксированный в ней принцип экономической деятельности европейских государств. Возникшее разделение серьезно уничтожало экономические связи в регионах Европе. Единый рынок был разбит не десятки мелких, нейтрализовать эту проблему таки не удалось. Европа была не способной к принятию общих решений по хозяйственным вопросам. А глобальный экономический кризис в середине межвоенной эпохи способствовал к сильному падению отношений между странами.

Всё это вместе с серьезными внутренними проблемами многих государств повергло в крах существующую систему Версальской конференции. Кроме того, события привели к очередной мировой войне, в этот раз еще более масштабной.

Положение Германии и СССР

Версальско-Вашингтонская конференция принесла столь нужный, но очень неустойчивый и несправедливый мир. По результатам Версальского соглашения два крупных государства - Германия и Советская Россия - были потерпевшими, что привело к обоюдному сближению двух государств. Германия создала на территории СССР незаконную боевую технику и учила свои кадры военных. СССР формально получил статус значительного европейского государства (1922 г.), в итоге его были вынуждены постепенно признать также государства Антанты, в противном случае Германия одна бы обладала особым положением в торговых отношениях с Россией.

Обе страны считали решения Версальской конференции несправедливыми. Государства Антанты сбросили с себя любую ответственность за прошедшую войну, хотя на практике это была совокупная европейская проблема, и вина за кровопролитие была на всех воюющих сторонах.

Значительный объем репараций, потребованный с Германии, способствовал инфляции и обеднению серьезных слоев местного населения. Фактически, из-за этого появился который сформулировал популистские призывы реванша.

Лига Наций, начавшая работать в начале 1920 г., контролировалась Антантой. Не остановив нападение Франции на Германию (захват Рурского бассейна в 1923 г.), Лига Наций потеряла свой авторитет и способность глушить более крупные конфликты этих лет, и, в конечном итоге, оказалась не способна остановить новую мировую войну.

Результаты

Итоги Версальско-Вашингтонской конференции были значительными. Новая межвоенная система всемирных отношений - миропорядок, база которого была основана Версальским соглашением 1919 г., а также целым рядом юридических документов между странами. Европейская составная существующей системы (иначе - Версальская) в немалой мере была создана под влиянием интересов и положения стран-победительниц при игнорировании интересов проигравших и вновь созданных государств (только в Европе - девять стран), что делало эту структуру чувствительной к развалу, в том числе из-за требований к ее реформированию, и не допускало продолжительного постоянства в мировых делах.

Отрицательный ответ Соединенных Штатов на вопрос о работе в существующей системе, обособленность Советской России и антигерманская нацеленность делали из нее в плохо устойчивую и не узконаправленную машину. Из-за этого все больше росла возможность нового мирового конфликта в скором времени. Соединенные Штаты стали державной страной и ломали текущие порядки. Трудные для Германии пункты Версальского мира (объем репараций и пр.) оскорбили население и возбудили реваншистские эмоциональные тенденции, которые вылились в одну из причин захвата власти фашистами, начавшими новую кровопролитную мировую войну.

Вашингтонская военно-политическая система, обхватывающая регион Тихого океана, была намного более значительным равновесием, но тоже была не идеальной. Ее нестабильность обусловливали расплывчатость политического формирования Китая, военный характер внешнеполитического развития Японии, изоляционизм политики США и прочие важные факторы.

Еще одним типичным признаком появившейся Версальской системы была антисоветская устремленность. Во многих пунктах за дипломатической вежливостью проявлялась кровожадность стран к Советской России.

Наиболее крупную прибыль от созданной Версальской системы обрели Англия, Франция и США. В тот период в России продолжалась гражданская война, в ней выиграли коммунисты. Поначалу они пытались устанавливать дипломатические связи с соседним Афганистаном, с недавно возникшими странами Прибалтики и Финляндией. Была попытка улучшить дипломатические отношения с враждебной Польшей, но Пилсудский осуществлял откровенно антисоветские действия, польская армия оказалась на территории соседней Украины. В ответ коммунистическая Россия постаралась снова присоединить две эти части бывшей царской России, но поляки оказали сопротивлении и СССР потерпели серьезное поражение, в итоге этого большевистское правительство вынуждено было договориться с Польшей. Эта страна оставила за собой часть советской территории.

Договоры, подписанные в послевоенный период, происходили из-за ряда проблем в содержании соглашений, нацеленных на ликвидацию противоречий в отдельных регионах Земли. В этом отношении Вашингтон был одновременно как следующей частью Версаля, так и началом его изменения. Хотя система, созданная в ходе Версальско-Вашингтонской конференции, весьма быстро показала свою недееспособность, она всё же содействовала пусть и временной, но всё же стабилизации.

Дальше мировой порядок снова пошатнулся. В этот раз не менее значительно. Через поколение (даже немного меньше) грянула новая война, снова Германия стала агрессором. Снова Советская Россия выступила против. "Новый порядок" рухнул. Мир застыл в ожидании, но война оказалась значительной, хотя никто и не ожидал повторения ужасов Первой мировой. Версальско-Вашингтонская система рухнула, и навсегда. После установления мира уже совсем другие люди вершили мировой правопорядок.


Глава1
Причины созыва конференции
Ни мир, подписанный в Версале, ни последующие договоры не принесли победителям успокоения. Выпадение России из системы послевоенного устройства мира и отказ США признать версальский передел мира значительно сократил сферу действия этой системы: ею охватывалась главным образом западная часть старого континента. Между тем передел мира, начатый войной 1914 - 1918 гг., нельзя было счесть законченным без урегулирования тихоокеанской проблемы. А здесь решающее слово оставалось за страной доллара.
Соединённые штаты Америки вышли из мировой войны могучей державой, которая выиграла от экономического истощения Европы. Из страны, бывшей до войны должником Европы, Америка стала мировым кредитором. Она предоставляла громадные военные займы многим державам Европы. К ноябрю 1922 г, общая задолженность иностранных правительств Соединённым штатам достигла с неоплаченными процентами 11,6 миллиарда долларов. погашение этого огромного Долга хотя бы по 400 миллионов в год должно было растянуться на десятки лет. Таким образом, в результате войны крупнейшие страны Европы оказались данниками Соединённых штатов по крайней мере на два поколения. Возросшая экономическая мощь США требовала расширения международно-политического влияния этой державы. Возникал вопрос о новом переделе мира в соответствии с распределением мирового богатства. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем.
Вашингтонская конференция 1921-1922 конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений.
Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в Вашингтоне. В работе конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия, а также пять британских доминионов,. Работой конференции руководила «большая пятёрка» - США, Великобритания, Франция, Италия и Япония, однако многие вопросы решались «большой тройкой» - США, Великобританией и Японией
Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своём непризнании любых решений конференции. Советское правительство, не получивший приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения ее от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию.
США были представлены на конференции государственным секретарём Юзом; Англия - Бальфуром,. Доминионы и Индия были представлены самостоятельными делегатами, лишь Южно-Африканский Союз уполномочил Бальфура быть его представителем. Поэтому Бальфур на соответствующих документах подписался два раза: и как представитель Англии, и как представитель Южно-Африканского Союза; Япония была представлена Като,; Франция - Брианом.
Ещё 14. XII 1920 сенатор Бора внёс предложение о созыве конференции по ограничению морских вооружений. 24. II 1921 это предложение было включено в виде поправки к морскому биллю, принятому конгрессом. Проблема морских вооружений была тесно связана с тихоокеанскими и дальневосточными вопросами, в частности с судьбой англо-японского союза (см.). В феврале 1921 канадский премьер Мейген выдвинул предложение о заключении договора четырёх держав (США, Великобритании, Японии и Франции) взамен англо-японского союзного договора. План Мейгена обсуждался на Британской имперской конференции летом 1921.

5. VII 1921 английский министр иностранных дел лорд Керзон в переговорах с послом США Харвеем предложил включить дальневосточные и тихоокеанские вопросы в повестку дня проектируемой конференции. 10. VII 1921 государственный секретарь США Юз сделал публичное заявление с предложением созвать конференцию в Вашингтоне. Державам было послано официальное приглашение от имени правительства США.
Обстановка на Дальнем Востоке накануне Вашингтонской конференции была весьма напряжённой. Пока США и Великобритания были связаны войной 1914-18 в Европе, Япония получила полную свободу рук на Дальнем Востоке и односторонне нарушила довоенное равновесие сил на азиатском континенте и в бассейне Тихого океана ("Двадцать одно требование"). После окончания первой мировой войны Англия и в особенности США хотели ограничить японское проникновение в Китай и вернуть утраченные ими на Дальнем Востоке позиции. Особую заинтересованность проявляла в этом отношении американская дипломатия.
Созыв конференции объяснялся не только стремлением США и Англии приостановить японскую агрессию на Дальнем Востоке, но и тем, что после ликвидации военно-морского могущества Германии морское соперничество великих держав было связано в основном с Тихим океаном как главным потенциальным плацдармом морской войны. Особую роль играло англо-американское морское соперничество, грозившее привести к тем же результатам, что и прежнее англо-германское морское соперничество. Дипломатия США и Англии стремилась стабилизировать на новой основе международные отношения в Китае и на Дальнем Востоке, а также предотвратить новую гонку морских вооружений, грозившую военными конфликтами.
Ведущую роль играла американская дипломатия. Хотя изоляционизм господствовал во внешней политике США и Гардинг в своей речи при вступлении в должность президента 4. I II 4921 возвестил о "традиционном невмешательстве в дела Старого Света", но изоляционизм почти никогда не затрагивал тихоокеанскую и дальневосточную политику Белого Дома. Согласие Вильсона на то, чтобы Шаньдун остался в руках Японии, вызвало большое недовольство в Америке и было одним из поводов к отказу сената ратифицировать Версальский договор. Противники Вильсона обвиняли его в том, что он жертвовал дальневосточными интересами Америки во имя европейской политики. Американская экономическая активность - создание в конце 1920 международного банковского консорциума в Китае - также была направлена своим остриём против Японии.
Япония была заинтересована в том, чтобы сохранить существующее положение и не допустить коллективного обсуждения дальневосточных вопросов. Когда США объявили о намерении созвать конференцию в Вашингтоне, японские дипломаты говорили, что "Японию привлекают к суду англо-американского трибунала". После неудачных попыток добиться отмены конференции японцы пытались добиться того, чтобы "не обсуждались уже решённые вопросы", в частности имелись в виду договоры, навязанные Китаю в 1915 ("Двадцать одно требование"), и предлагали созвать предварительную конференцию трёх держав (США, Англии и Японии) и т. д. Все эти попытки наталкивались на активное противодействие дипломатии Белого Дома. Вашингтонская конференция была типичным образцом "новой", "лигонационной" (хотя она была созвана вне рамок Лиги наций), внешне весьма демократической дипломатии.
Руководители конференции всячески афишировали её гласность, отказ от тайной дипломатии и т. д. Речи и выступления делегатов печатались в газетах и журналах, был издан даже стенографический отчёт конференции. Но эта гласность была только показной. Ни один из решающих вопросов большой политики не был разрешён на официальных заседаниях конференции. Всё делалось за кулисами конференции во время переговоров, которые велись на заседаниях "большой тройки", в которую входили Юз, Бальфур и Като. Даже французская делегация не была в курсе всех дел. О договоре четырёх держав, который должны были подписать США, Англия, Япония и Франция, французская делегация узнала лишь за два дня до его подписания. Ещё меньше считались с итальянской делегацией, которую, несмотря на её протесты, отстранили от участия в договоре четырёх держав.
Глава 2
Основные решения конференции
Главными документами В. к. явились: 1) договор четырёх держав о расторжении англо-японского союза; 2) договор девяти держав о принципе "открытых дверей" в Китае; 3) договор пяти держав об ограничении морских вооружений.
Вопрос об англо-японском союзе на самой конференции не обсуждался: он был предрешён соглашением "большой тройки". Уже со времени учреждения Лиги наций обсуждался вопрос о несовместимости англо-японского союза с уставом Лиги наций. В Англии на ликвидации этого союза настаивали деятели пацифистского толка, сторонники Лиги наций, лейбористы. Противники возобновления союза с Японией указывали в частности на то, что этот военный союз вызывает враждебность Китая по отношению к Англии. Но главный их довод заключался в том, что при наличии острых японо-американских противоречий союз с Японией грозит Англии военным столкновением с США и распадом Британской империи, поскольку Канада, напр., ни в каком случае не участвовала бы в войне против США.
Канада, действительно, решительно выступала против возобновления англо-японского союза. Австралия и Новая Зеландия в общем поддерживали идею возобновления союза с Японией, опасаясь, что в противном случае они окажутся под непосредственной угрозой японской агрессии. Однако и в этих доминионах имелась сильная оппозиция возобновлению союза, в частности со стороны лейбористов.

Как до В. к., так и на самой конференции американская дипломатия оказывала сильное давление на Англию, требуя расторжения англо-японского союза. Исход возможной войны США с Японией в значительной мере определялся тем, на чьей стороне оказалась бы Англия. В частности без использования британских баз американский флот не имел бы возможности эффективно действовать против Японии. Попытки англичан найти какой-нибудь компромисс, с тем чтобы возобновить союз и успокоить Америку, не имели успеха. В апреле 1921 редактор "Нью-Йорк Таймc" Окc прибыл с неофициальной миссией в Лондон и вёл переговоры с первым лордом адмиралтейства Ли по вопросу об ограничении морских вооружений и о судьбе англо-японского союза. Англичане предложили сохранить англо-японский союз, установить равенство флотов- британского и американского, гарантировать безопасность США на Атлантическом океане, с тем чтобы США имели возможность сконцентрировать свой флот в Тихом океане. Англия сохраняла бы в таком случае в своих руках "ключи тихоокеанского равновесия". Но дипломатия Белого Дома решительно отвергала какие бы то ни было предложения, включающие возобновление англо-японского союза. Для давления на Англию она использовала не только Канаду, но и ирландский вопрос. В частности в июне 1921 Юз в разговоре с английским послом Геддесом грозил поддержать Ирландию против Англии, в случае если Англия возобновит союз с Японией.
На В. к. сначала по предложению Англии велись переговоры о заключении трёхстороннего соглашения, которое заменило бы англо-японский союз. Английский проект предусматривал возможность для двух из договаривающихся сторон входить друг с другом в военные соглашения при условии, чтобы эти соглашения носили оборонительный характер. Однако американские делегаты возражали и против этой попытки сохранить в том или ином виде англо-японский союз. К проектируемому соглашению была привлечена Франция.

13 декабря 1921 г. был подписан первый договор на Вашингтонской конференции. Так называемый трактат четырёх держав - США, Англии, Франции и Японии. Договаривающиеся стороны соглашались уважать права каждого из поименованных государств на островные владения и островные территории в районе Тихого океана. Возникающие споры, при невозможности урегулировать их дипломатическим путём, стороны обязывались разрешать на общих конференциях. Если бы островным владениям какой-либо из четырёх держав грозила опасность со стороны другой державы, то все государства, подписавшие договор, обязывались войти «во взаимный, полный обмен мнений, для того чтобы достигнуть соглашения». Договор заключался на 10 лет. Статья 4 его знаменовала победу американской дипломатии; она гласила, что после ратификации договора теряет силу англо-японский союзный договор, возобновлённый в 1911 г. Правда, английские дипломаты подчёркивали, что договор был не аннулирован, а лишь заменён соглашением четырёх держав, - двусторонний пакт уступил место пакту четырёх держав.
K трактату четырёх держав от 13 декабря 1921 г. была приложена особая декларация. В ней указывалось, что трактат будет применяться «к островам Тихого океана, находящимся в состоянии мандата». При этом подчёркивалось, что подписание трактата не означает согласия США на мандаты и «не исключает необходимости заключения соглашений между США и державами-мандатариями по принадлежности об островах, находящихся в состоянии мандата»,
6 февраля 1922 г. был подписан дополнительный договор, разъяснявший один из пунктов трактата четырёх. Он гласил, что «понятие „островные владения и островные территории”, употребляемое в названном трактате, включает, что касается Японии, лишь Карафуто (т. е. южную часть острова Сахалина), Формозу, Пескадоры и острова, на которые Япония получила мандат».

Все эти дополнительные соглашения свидетельствовали о том, насколько упорна была дипломатическая борьба между США и Японией из-за позиций на Тихом океане.
Самым важным вопросом, который обсуждался на В. к., был вопрос о Китае. Американская дипломатия резко выступила против японских попыток сохранить все захваченные в Китае позиции. Учитывая, что объединение Китая и ускорение его капиталистического развития расширят внутренний рынок в Китае и откроют новые возможности для американской торговли и инвестиций, дипломатия Белого Дома не прочь была даже заигрывать с национально-освободительным движением китайского народа. Главной дипломатической задачей США на В. к. было принудить Японию к отступлению в китайском вопросе, заставить её отказаться от "21 требования", утвердить принцип "открытых дверей" и равных возможностей в Китае. Британская дипломатия пыталась добиться компромиссного решения. Прежде всего она опасалась национально-освободительного движения в Китае и влияния его на Индию. Японию она рассматривала как "жандарма Дальнего Востока". Поскольку японская экспансия охватывала в основном район Маньчжурии и Северного Китая, а не долину Янцзы и Южный Китай (где сосредоточены две трети британских капиталовложений), Англия надеялась договориться с Японией на основе сложившегося традиционного разделения сфер влияния. Наряду с этим британская дипломатия хотела удержать Китай от сближения с Россией и США. Кроме того, японская экспансия всё же наносила большой ущерб британским интересам в Китае. Наконец, играло роль давление американской дипломатии. В результате Англия на В. к., несмотря на все зигзаги и колебания, в общем выступала по китайскому вопросу вместе с США против Японии. Бальфур заявил на конференции об отказе от политики сфер влияния и о поддержке политики "открытых дверей" и равных возможностей.

6. II 1922 был подписан договор девяти держав: США, Британской империи, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая.
Подписавшие его державы в ст. I обязались: уважать суверенитет, независимость и территориальную и административную неприкосновенность Китая; предоставить Китаю полнейшую и ничем не стеснённую возможность развиваться и поддерживать у себя жизнеспособное и прочное правительство; использовать своё влияние в целях действительного установления и поддержания принципа равных возможностей для торговли и промышленности всех наций на всей территории Китая; воздерживаться от использования существующей ныне в Китае обстановки в целях получения специальных прав и преимуществ, могущих нанести ущерб правам подданных или граждан дружественных государств, или от поддержания деятельности, враждебной безопасности этих государств.
Ст. III обязывала договаривающиеся державы в соответствии с принципом "открытых дверей" не добиваться монополий или преимуществ, а также особых привилегий в каком-либо определённом районе Китая, которые наносили бы ущерб гражданам других стран. Ст. IV констатировала, что договаривающиеся стороны отказываются от создания сфер влияния в определённых частях китайской территории. Договор не содержал никакого упоминания о способах осуществления политики "открытых дверей" или способах предотвращения нарушения этой политики. Державы обязались уважать (но не защищать) суверенитет, независимость и территориальную неприкосновенность Китая. Ст. VII предусматривала лишь возможность обмена мнениями, между договаривающимися державами в случае нарушения договора.
На В. к. был сделан ряд уступок Китаю. Особая резолюция предусматривала возможность в будущем отмены прав экстерриториальности. Япония по соглашению, заключённому с Китаем 4. II 1922, обязалась очистить Шаньдун и вынуждена была фактически отступить от "21 требования". Однако формально отказаться от них, несмотря на настояния Китая, она не согласилась. Япония решительно отклонила требование Китая о выводе войск из южной Манчжурии. Англия на В. к. заявила об отказе от арендованной территории Вэйхайвэй, но, когда речь зашла об уступке Коулуна, Бальфур заявил, что здесь, исходя из экономических и стратегических мотивов, Англия ни на какие уступки не пойдёт. Ряд постановлений В. к. по экономическим и военным вопросам явился не чем иным, как нарушением суверенитета Китая и вмешательством в его внутренние дела.
На В. к. впервые был закреплён в договорном акте отказ Англии от традиционного "стандарта двух держав", согласно которому Англия содержала военный флот, равный по силе двум сильнейшим флотам других держав. Уже к моменту окончания первой мировой войны англо-американское морское соперничество приняло напряжённый характер. Продолжать гонку морских вооружений значило идти на неизбежное столкновение с Америкой. В этом столкновении Америка не только обладала бы превосходящими экономическими и финансовыми ресурсами, но и находилась бы в более выгодном политическом и стратегическом положении, в частности благодаря своим связям с британскими доминионами, особенно с Канадой. Англия вынуждена была отказаться от безусловного господства на морях и согласиться с тем, чтобы флот США был равен по силе британскому флоту. Правительство США в сентябре 1921 сделало заявление о том, что оно построит флот, не уступающий флоту сильнейшей морской державы, т. е. английскому. К моменту Вашингтонской конференции Англия имела самый сильный флот в мире. Однако США быстрыми темпами строили морской флот, грозивший в течение нескольких лет не только догнать, но и перегнать Англию. Япония осуществляла программу "8+8", т. е. постройку 8 линкоров и 8 линейных крейсеров.
Американцы выступили на В. к. со следующим предложением: Англия должна вывести из строя ряд старых или ещё не достроенных линейных кораблей и оставить в строю 22. Америка должна оставить 18, Япония - 10. Тоннаж водоизмещения линкоров был предложен по 500 тыс. для Англии и Америки и 300 тыс. для Японии, т. е. в пропорции 5:5:3. Япония решительно возражала против пропорции 5: 3 и требовала пропорции 10: 7. Однако требование Японии было отклонено, и японская делегация должна была принять предложенное Англией и Америкой соотношение. Согласно договору пяти держав (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии), заключённому на В. к. 6. II 1922, была установлена следующая пропорция для замещения линейных кораблей между этими державами: 5: 5: 3: 13/4: 13/4. Тоннаж замещения линкоров был установлен 525 тыс. для Англии и США, 315 тыс. - для Японии и 175 тыс. - для Франции и Италии. Для авианосцев был установлен общий тоннаж: США и Англии по 135 тыс., Японии - 81 тыс., Франции и Италии - по 60 тыс. Для линкоров были приняты максимальные нормы водоизмещения 35 тыс. m с артиллерией не свыше 16-дюйм., для авианосцев 27 тыс. m с артиллерией не свыше 8-дюйм., для крейсеров 10 тыс. m с артиллерией не свыше 8-дюйм. В течение десяти лет со дня подписания договора Англия, США и Япония не должны были закладывать новых линкоров.
Установленное в Вашингтоне соотношение морских сил означало, что в случае войны на Тихом океане между Японией и одной из великих держав Япония имела бы явное преобладание, поскольку ни Англия, ни США не могли бы сосредоточить более двух третей своего флота в западной части Тихого океана, т. е. ни Англия, ни США, действуя порознь, не в состоянии были бы успешно атаковать Японию в её водах.Хотя в Японии велась шовинистическая кампания, направленная против "вашингтонского позора", однако по существу соотношение сил, установленное Вашингтонским договором, было достаточно благоприятным для Японии.
Крупным успехом Японии была ст. 19 договора пяти держав. По этой статье США, Британская империя и Япония согласились не возводить баз и укреплений на ряде островных владений в Тихом океане. США обязались не укреплять островные владения на Тихом океане, за исключением Гавайских о-вов и островов, прилегающих к побережью Аляски и к зоне Панамского канала (при этом Алеутские о-ва не могли быть укреплены). Англия обязалась не укреплять Гонконга и островных владений к востоку от 110° в. д. (Сингапур Англия имела право укрепить), за исключением островных владений, прилегающих к побережью Канады, Австралии и Новой Зеландии. Япония обязалась не укреплять Курильских о-вов, Бонинских, Амами-Сима, Формозы, Пескадорских, а также мандатных. Япония рассматривала ст. 19 как компенсацию за отказ от англо-японского союза и за принятие нормы 5: 3. Эта статья явилась крупным стратегическим выигрышем для Японии, ибо у неё и без этих островов имелись достаточно мощные и близко расположенные военно-морские базы для действий в западной части Тихого океана. Между тем США и Англия лишались возможности иметь удобные базы для эффективных действий в водах, прилегающих к Японии. Создавалась обстановка, сильно затруднявшая в случае необходимости активное выступление Англии и США против Японии. Обязательства, вытекавшие из ст. 19, являлись как бы стратегическим дополнением к договору четырёх держав и договору девяти держав, не предусматривавшим возможности коллективных действий против нарушителя вашингтонских договоров. Поэтому Вашингтонский морской договор вызвал большое недовольство в американских морских кругах. В Англии также открыто признавали, что ст. 19 договора оставляет Гонконг и Филиппины в случае войны на милость японского флота и что в войне против Британской империи или США "за Японией обеспечено важное преимущество первых успехов".
Вашингтонский морской договор не устанавливал никаких ограничений в отношении общего тоннажа крейсерского флота. Точно так же не было принято никаких постановлений относительно подводного флота, хотя британская делегация настаивала на полном запрещении подводных лодок. На В. к. обсуждался вопрос и об ограничении сухопутных и воздушных вооружений. Представитель Франции Бриан выступил с речью, в которой настаивал на том, чтобы вопрос об ограничении сухопутных вооружений был поставлен в зависимость от степени морального разоружения Германии, а также от обязательств Англии и Америки активно участвовать в обеспечении безопасности Франции против возможной германской агрессии. Англия и США не согласились с этим, и. вопрос о сухопутном разоружении был снят.
Россия не была приглашена на В. к. В связи с этим Народный комиссариат иностранных дел 19. VII 1921 послал протест соответствующим правительствам и заявил, что он не признает никаких решений, принятых конференцией. Советское правительство заявило о своих правах на КВЖД и оставляло за собой "полную свободу действий, чтобы заставить уважать эти права и чтобы отстаивать вытекающие из них требования в тот момент и теми средствами, которые оно сочтёт удобными и подходящими". Никаких решений по этому вопросу не было принято, а требование Китая об очищении дороги было отклонено. На самой конференции без участия Советской республики обсуждался ряд вопросов, непосредственно касавшихся Советской России. По вопросу о КВЖЦ (см.) никаких решений не было принято. Япония сделала заявление о намерении эвакуировать свои войска с Советского Дальнего Востока. Эти войска действительно были в конце 1922 эвакуированы, но под давлением Красной Армии, а не под влиянием вашингтонских решений.

В. к. была дополнением к Версальскому миру, а её постановления стали основой некоего нового равновесия сил на Тихом океане, одним из краеугольных камней версальской системы. И. В. Сталин на XVIII съезде партии, говоря об этом послевоенном режиме - версальско-вашингтонской системе мира, указывал: "Главными основами этого режима были на Дальнем Востоке - договор девяти держав, а в Европе - версальский и целый ряд других договоров".

На В. к. главную роль играла американская дипломатия. Она была главным инициатором, организатором и потенциальным гарантом вновь созданного на Дальнем Востоке равновесия сил. Таким образом, США выступали и в качестве косвенного гаранта всей версальской системы, хотя они не подписали Версальского мира и не вступили в Лигу наций. Руководящая роль США на В. к. была проявлением резко возросшего после первой мировой войны удельного веса США в мировой экономике и мировой политике. На В. к. установился общий фронт американской и британской дипломатии против Японии, в результате чего Япония была вынуждена к отступлению и отказалась от ряда захваченных ею позиций в Китае. Однако она сохранила в своих руках достаточные позиции для того, чтобы в благоприятный момент вновь перейти в наступление на Китай. В. к. не только не ослабила, а, наоборот, закрепила монопольное господство Японии в южной Манчжурии и создала для Японии важные стратегические гарантии на случай войны. Вашингтонские договоры не предусматривали никаких санкций против агрессоров. На вашингтонских решениях лежала печать английской политики компромисса и американской политики изоляционизма. Равновесие, созданное вашингтонскими решениями, оказалось крайне неустойчивым и кратковременным.
Вашингтонская конференция закончила передел мира, В этом смысле она дополняла Версаль. Но в 1919 г. в Париже английские и французские дипломаты сумели обойти дипломатов Америки. Напротив, в Вашингтоне дипломатия США добилась значительного успеха в дальневосточных вопросах. Англия шла на компромисс в целях борьбы с Японией и Францией; Япония вынуждена была уступить американцам в китайском вопросе и заявить, что уведёт свои войска из Сибири.

Вашингтонская конференция означала, что в мировой политике произошла известная передвижка сил в сторону США.

В 1919-1922 - сложилась Версальско- Вашингтонская система международных договоров, призванная формально закрепить итоги Первой мировой войны.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что Конференцией достигнуто очень многое.

Во-первых, реально ограничены морские вооружения трех главных морских держав; во-вторых, достигнуто положительное равновесие в Тихом океане и установлен прекрасный порядок арбитража возможных будущих споров или столкновений; в-третьих, если еще и не разрешен китайский вопрос во всей его сложной совокупности, то все же очень многое также достигнуто: вновь признан суверенитет Китая, создана новая гарантия в защиту национальных китайских интересов и разрешены многие из мелких вопросов касательно Китая.
Глава 3
Итоги конференции
Вашингтонская конференция стала тем поворотным моментом, который определили развитие не только Европы, но и всего мира, на следующие три десятилетия. Она завершила формирование системы послевоенного мироустройства, окончательно утвердила неизбежность новой войны, втянув в Европейский версальский порядок еще и тихоокеанские и азиатские противоречия.
Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием чем Версальская, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоляционизм США и пр.

Мир постепенно перестает быть европоцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
Созданная в Версале и Вашингтоне система договоров зафиксировала соотношение сил между великими державами, сложившееся в результате Первой мировой войны. Версальский мир провозгласил начало новой эпохи без войн и насилия. Однако последующий ход событий продемонстрировал всю шаткость, непрочность и недолговечность этой системы. Послевоенное урегулирование страдало несколькими серьезными пороками.
Во-первых, Версальский порядок не был всеобъемлющим. Из него выпадали Россия и США, не вошедшие в состав Лиги Наций. Без этих крупнейших держав невозможно было представить себе стабильность в Европе в середине ХХ века.
и т.д.................

Вашингтонская конференция фиксировала установившееся к этому времени новое соотношение сил на Тихом океане. Решения конференции, дополнив и частично изменив Парижские договоры 1919 - 1920 гг., составили так называемую Версальско-Ва- шингтонскую систему.

Заключенные в Вашингтоне соглашения отвечали в первую очередь интересам Соединенных Штатов Америки. Япония сделала ряд вынужденных уступок: важнейшей из них был отказ от Шаньдуна, хотя ей удалось сохранить сильные военно-морские базы в западной части Тихого океана и южной части Северо- Восточного Китая. Расторжение англо-японского союза также было поражением Японии.

Отступление Японии было вызвано не только американо-английским давлением. Немалое значение имели разгром белогвардейской контрреволюции и успешное развитие борьбы с японской интервенцией на Советском Дальнем Востоке, а также развертывающееся национально-освободительное движение китайского народа. Ослабление внешнеполитических позиций Японии было связано и с обострением внутренней обстановки в стране.

Наиболее ощутимыми итоги Вашингтонской конференции оказались для Китая. Договор девяти держав закреплял его положение как неравноправной, полуколониальной страны. После конференции империалистические державы усилили борьбу против освободительного движения китайского народа, стремясь сохранить и упрочить свое господство в этой стране. Вашингтонский договор был направлен и против Советского государства. Решения конференции давали простор для консолидации единого антисоветского фронта, распространения на Дальний Восток «барьера из колючей проволоки».

Еще по теме ИТОГИ ВАШИНГТОНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ:

  1. ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И СЪЕЗД РЕВОЛЮЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
  2. АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ И ЯПОНОАМЕРИКАНСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ HA ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И ТИХОМ ОКЕАНЕ. ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
  3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПАРИЖСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919-1920 гг. И ВеРсальскИй мИРный дОГОВОР 1919 г.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то